Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 01:27, реферат
Спортивная тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.
1. Введение
2. Цель, задачи, основное содержание спортивной тренировки
3. Средства спортивной тренировки
4. Задачи обучения в рамках спортивной тренировки
5. Основные стороны спортивной подготовки
6. Особенности планирования периодов тренировок
7. Литература
Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.
К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и проявлением уровня ей физических качеств.
Под способом тактики понимают определенные организованные действия спортсмена и команды, выражающиеся в применении различных систем, комбинаций и приёмов (контрприёмов).
Форма тактики — это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (в спортивных играх —быстрый прорыв, позиционное нападение) или защиты. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика — умышленное предоставление инициативы противнику (бег "из-за спины". Активная тактика — это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).
Тактическая подготовка сводится к планомерному, систематическому и рациональному использованию техники для решения конкретных спортивных задач.
Обучение спортивной тактике следует вести в органической связи с овладением техникой спортивного упражнения. Путь к этому —постоянное усложнение ситуаций, характерных для избранного вида спорта, развитые способности действовать осознанно в самых сложных условиях спортивной борьбы, сохраняя контроль за выполняемыми движениями.
Морально-волевая подготовка (нравственная) физическая культура и спорт имеют большие возможности для осуществления нравственного воспитания. Мораль, нравственность — это совокупность норм и правил поведения, их проявления в поступках и деятельности человека.
В воспитательной работе со студентами-спортсменами необходимо умело сочетать задачи воспитания с задачами, вытекающими из специфики спортивной деятельности.
Недостаточное внимание к вопросам морального воспитания на занятиях физическими упражнениями и спортом может способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство и т.д.). Необходимо с детства воспитывать любовь и уважение к людям, спорту, чувство спортивной чести, стремление к совершенствованию мастерства, не из-за наград или материального поощрения.
Одним из важных аспектов нравственного воспитания является формирование нравственного сознания. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете определяют поведение и поступки человека и спортсмена в том числе.
Наряду с формированием нравственного сознания в процессе воспитательной работы большую роль играет воспитание у спортсменов нравственных чувств. Нравственные чувства — это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению, при этом важной задачей является воспитание морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, коллективизма, чувства долга и чести, ответственности перед командой, коллективом, Родиной.
Учебно-тренировочный процесс является средством воспитания через постепенное и последовательное преодоление трудностей.
При выборе средств и методов нравственного воспитания необходимо учитывать особенности психики мужчин и женщин разного возраста, их склонности и интересы. Необходимо, чтобы разъяснения и убеждения были доходчивыми и побуждали обучающихся к самоанализу своих действий и поступков.
Важными условиями решения этих задач является хорошая организация и проведение занятий по физическому воспитанию, высокая требовательность к занимающимся и личный пример педагога-тренера.
Под волей понимают сложное психическое явление или психическую деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями и телом для достижения поставленной цели. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей. Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные.
Субъективные зависят от особенностей личности (характер, темперамент и так далее). Чаще проявляются в отрицательных эмоциях (страх перед противником, боязнь получить травму).
Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: соблюдение установленного режима, участие во многих соревнованиях, неблагоприятная погода и др.
Основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность.
Целеустремленность — способность четко определять ближайшие и перспективные задачи и цели;
Настойчивость — стремление достичь намеченной цели;
Инициатива — предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность.
Все качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности.
В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа. Поэтому волевая подготовка должна базироваться на формировании нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей (ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.).
При развитии волевых качеств необходимо учитывать особенности избранного вами вида спорта развивать волевые качества необходимо планомерно с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей.
Особенности планирования периодов тренировок
Целевое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный период отдыха за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок.
Периоды подготовки подразделяются на подготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного — увеличивается. Основная направленность подготовительного периода — создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка — повышение уровня функциональных возможностей организма, разносторонне развитие физических качеств. Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах.
В любом тренировочном цикле необходимо чередовать занятия с различными задачами, средствами, методами и нагрузками. Тренировка планируется по дням на основе недельного цикла.
В недельном цикле целесообразно планировать занятия в такой последовательности:
При построении тренировочных циклов основная направленность занятия может повторяться несколько раз (например, развитие быстроты у спринтеров).
В тренировочном цикле изменять нагрузку от одного микроцикла к другому следует волнообразно, чередуя микроциклы с более низкой нагрузкой или активным отдыхом.
Определяющим условием эффективности тренировки и успеха в спортивных соревнованиях является круглогодичность подготовки спортсменов. Круглогодичная тренировка требует правильного планирования. Для этого используется, в первую очередь, так называемая, периодизация-деление круглогодичной тренировки на периоды и этапы.
Все этапы, сочетаемые в определенном порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящей из трех периодов:
подготовительного, соревновательного и переходного (заключительного).
Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году.
Продолжительность подготовительного периода может достигать от 2 до 5 месяцев. В этот период решаются следующие основные задачи:
а) приобретение и улучшение общефизической подготовленности;
б) дальнейшее воспитание силы, быстроты, выносливости и других психологических качеств, применительно к избранному виду спорта;
в) улучшение морально-волевых качеств;
г) повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены и самоконтроля.
д) овладение техникой и совершенствование в ней;
е) ознакомление с элементами тактики;
В соревновательный период тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов. Основными задачами тренировок в этот период являются:
а) дальнейшее повышение уровня развития физических и морально-волевых качеств;
б) совершенствование и закрепление спортивной техники;
в) овладение тактикой и приобретение опыта участия в соревнованиях;
г) повышение уровня теоретической подготовленности.
Соревновательный период делится на два этапа: первый — ранний соревновательный и второй — этап основных соревнований.
Заключительный (переходной период тренировки) период имеет цель подвести спортсмена к началу занятий в новом году полностью отдохнувшим, здоровым, не сниженным уровнем физической и технической подготовленности. Отдых спортсмена должен быть активным с изменением форм, средств и методов тренировочных упражнений (переход к другим видам спорта).
Тренировочный процесс должен быть не только круглогодичным, но и многолетним, с регулярными тренировочными занятиями и систематическим участием в соревнованиях.
В многолетнем плане указывается число занятий в течение каждого года, число соревнований, объем упражнении, направленных на обеспечение технической и физической подготовленности. Многолетний план высококвалифицированного спортсмена чаще всего составляется на четырехлетие — от одних Олимпийских игр до других.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания
2. Зимкин Н.В. Физиология человека
3. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль