Спорт в системе физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:31, лекция

Описание работы

Основные понятия, используемые в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ».
Возникновение и состояние современного спорта.
Социальные функции спорта.
Классификация видов спорта.
Социальные условия и основные направления развития спортивного движения: Международное олимпийское движение, Олимпийское движение России.
Основы теории спорта.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     - регламентации поведения соревнующихся  по принципам неантагонистической  конкуренции, имеющим гуманистическую основу, что закрепляется официальным и неофициальными нормами спортивной этики, ряд из которых приобрел международный характер в виде соответствующих положений Олимпийской хартии;

     -  организация деятельности на  основе системы соревнований  с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к спортивным достижениям.

     В зависимости от особенностей предмета соревновательной деятельности выделяют различные виды спорта. Отдельный  вид (или разновидность) спорта –  это, согласно сказанному, вид  (либо разновидность) собственно- соревновательной деятельности, отличающейся предметом состязания, обусловленным составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижения. Соревновательный результат достигается на основе высокоактивных двигательных действий и поэтому зависит от уровня двигательных способностей соревнующихся.

     В «широком» смысле понятие «спорт»  охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным, многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим свое место в физической и духовной культуре общества. В этом смысле спорт, во-первых, рассматривается как действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и увеличить их потенциальные пределы, во-вторых, действующий фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению, в-третьих, средство удовлетворения потребности в межличностном  общении и международных контактов.

     Таким образом, с точки  Л.П. Матвеева в «узком» смысле спорт – это «соревновательная деятельность, исторически выделившаяся и оформившаяся преимущественно в сфере физической культуры и в виде соревнования как способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в этой деятельности, а вместе с тем, и как действенное средство их максимализации», а в «широком» смысле спорт – это «соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения, возникающие на  основе этой деятельности».

     Ю. Ф. Курамшин характеризуя спорт как  вид физической культуры,  игровой, соревновательной деятельности и подготовки  к ней, основанной на использовании  физических упражнений, и направленной на достижение наивысших результатов, рассматривает это понятие в узком и широком значениях.

     Спорт  в узком смысле слова – это  собственно-соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших  результатов. Эта деятельность имеет  ряд специфических особенностей:

     - наличие борьбы, противоборства, конкуренции,  непосредственно в игре, поединке, схватке, тактической игре на  дистанции и т.д.;

     - унификация действий, посредством  которых осуществляется деятельность  спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

     -     регламентация поведения спортсменов  в соответствии с принципами  неантагонистических отношений  между людьми.

     В широком понимании спорт  включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.  При этом в узком и широком значении спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность, являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.

        Таким образом,  с точки зрения  Ю.Ф. Курамшина спорт – это  такой вид деятельности, который  исторически сложился как один  из способов выявления, сравнения  и развития способностей человека  в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. В  связи с тем, что основой спорта является соревнование, то  для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта, по мнению С.В. Брянкина,  - это специализированная, социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования.

       Сфера спорта обеспечивает организацию,  функционирование и воспроизводство  соревнования и себя самой.  Сфера современного спорта включает в себя:

- управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение;

-   подготовка кадров;

-   материально-техническое и финансовое  обеспечение;

-  отбор  и тренировку спортсменов. 

        Таким образом, спорт – это сложное и многогранное социальное явление, представляющее собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития.         

        Вместе с тем, обладая автономностью,  спорт как подсистема тесно взаимосвязана со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием.  

    1.3. Социальные функции  спорта 

    Массовому спорту, спорту высших достижений и  профессиональному спорту присущи  общекультурные функции: эстетические, нормативные, информационные, правовые, экономические, социальные.

    Эстетические  функции связаны с удовлетворением  эстетических потребностей личности в  своем физическом совершенстве и  гармоничном развитии. В процессе занятий спортом у спортсмена формируются эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности и потребности, что находит свое выражение в красоте телосложения, исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д., дающее зрителю возможность испытать чувство эстетического наслаждения, переживание хода спортивной борьбы.

    Нормативные функции обеспечивают  выработку  и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное  значение, норм физической технической, тактической подготовленности, нормативных показателей спортивных достижений, правил нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок.

    Правовые  функции спортивной деятельности регламентируются международными и отечественными законами и  нормативными актами.

    Информационные  функции  реализуются в накоплении, распределении и передаче от поколения  к поколению  информации в виде научных фактов и закономерностях  о двигательных возможностях человека, средствах и путях их совершенствования  в процессе спортивной деятельности.

    Экономические функции предполагают материально-финансовое и техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса спортсменов  и тренеров, содержание и эксплуатацию спортивных сооружений и финансирование деятельности  работников в области спорта.

    Социальные  функции определяются потребностями  жизнедеятельности человека, стремлением  общества к широкому использованию  спорта в качестве одного из важнейших  средств физического воспитания, физкультурного образования и физического совершенства, обеспечивающих социализацию личности  в спорте и установление  социальных отношений.  

     1.4. Классификация видов  спорта

     Классифицировать  спорт можно не только по функциональным признакам, но и по ряду других признаков.

    Классификация спорта по различным признакам (Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С.318):

     1. По целевым установкам выделяют  спорт высших достижений (рекордный  спорт, большой спорт) и базовый  спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).

       

     2. По масштабу и его организации  в рамках международного спортивного  движения различают олимпийский  и не олимпийский спорт.

      3. По характеру экономических  отношений между спортсменами ,федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.

      4. По основному роду деятельности  человека, избравшего какой-либо  вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.

     5. По формам организации занятий  выделяют учебный спорт, как  обязательный процесс, осуществляемый  в системе общего и специального  образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

     6. По возрастным категориям спортсменов,  включенных в спортивную деятельность  различают детско-юношеский спорт,  спорт взрослых и спорт ветеранов.

     7. По социально- профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт.

     8. По характеру применения его  для подготовки к какой-либо  профессиональной деятельности  различают профессионально-прикладной  и военно-прикладной спорт.

     9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения ранее приобретенных навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.

     10. По характеру отклонения в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях говорят о спорте инвалидов – спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта,

     11. По предмету состязаний и характеру  активности спортсменов выделяют  легкоатлетический, водный, конькобежный, лыжный, автомобильный спорт.

     Выделенные  виды спорта отражают лишь наиболее общие  признаки спорта, соответственно уровню их обобщенности.

1.5. Социальные условия  и основные направления  развития спортивного  движения: Международное олимпийское движение, Олимпийское движение России.

     спящей  под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени, речь идет о последней  четверти девятнадцатого века, робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы... Олимпийские игры просто должны были состояться! Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы. Необходимы единые правила, которые своей твердой объективностью подходили бы всем. А кроме того нужны и немалые деньги. Главное же – нужен был человек, который бы, положил на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен.

     В истории развития Олимпийского движения можно назвать несколько имён предшедсвенников Пьера де Кубертена, выдвигавших идеи возрождения Олимпийских игр. Это пионеры немецкой гимнастики И.Гутс-Мутс (1759-1839) и А.Фит (1763-1836), выступавшие с такими предложениями ещё в конце XVIII века. Попытки возродить Олимпийские игры предпринимались в Швеции в 40-е годы XIX века. Шведский учёный, профессор Лундского университета Густав Шортау дважды: в 1834 и 1836гг. в местечке Рамлезе организовывал состязания, назвав их «Скандинавскими Олимпийскими играми». Тем понятнее стремление греков возродить Олимпийские игры. По инициативе майора греческой армии Евангелиса Цаппаса - участника освободительной войны - в 1859г. в Афинах были проведены состязания, получившие название «Пангреческие Олимпийские игры». Подобные соревнования в Афинах проводились ещё четыре раза (1870, 1875, 1888, 1889гг.). Идеи возрождения Олимпийских игр выдвигались и в Англии, и в Америке. Во Франции у Кубертена также были предшественники. Отдавая должное всем, кто выдвигал идеи возрождения Олимпийских игр, всем, кто попытался организовать соревнования под этим девизом, следует, однако, подчеркнуть, что никто из них не предпринимал серьёзных попыток, осмыслить, какими должны быть Олимпийские игры Нового времени, какова идейная основа неоолимпизма, современного олимпийского движения. Все попытки по существу ограничивались стремлением организовать соревнования и присвоить им древнее название - «Олимпийские игры».                                                                                          

Информация о работе Спорт в системе физической культуры