Соременная хореография

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей использования направлений современной хореографии в кинематографии.
Задачи данной курсовой работы:
- определить понятие современного танца;
- исследовать направления современной хореографии;
- изучить историю кинематографии;
- сделать обзор танцевальных фильмов;
- сформулировать выводы об особенностях использования хореографии в кино.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I: СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Танец модерн и постмодерн
1.2. Джаз и джаз-модерн
1.3. Хип-хоп, брейк и уличные танцы
1.4. Контемпорари
РАЗДЕЛ II: ХОРЕОГРАФИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Кинематография
2.2. Кино и танец
2.3. Мюзиклы и клипы
2.4. Особенности использования современного танца в кино
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 8.06 Мб (Скачать)

«Соул» (лирический джаз). Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличатся большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны максимальное количество движений на единицу темпа, с другой – замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности.

Флэш (Flash) - в переводе с английского - вспышка, то есть нечто ослепительное. Это самое виртуозное и яркое направление в джаз танце. Все его движения быстрые и динамичные. Глядя на исполнителей этого стиля, поражаешься их силовой выносливости и упругости, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче – оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с «латиной», но более виртуозен. Популярным этот стиль стал в конце 80-х - начале 90-х гг. и является наследником диско, но с примесью элементов брейк - и хип-хоп - культуры. Внешне несложные, но эффектно выглядящие движения этого стиля подходят для музыки с высоким темпом и размером 4/4. (Dr. Alban, поп-дуэт «Кар-мен»).[16]

Популярными являются джаз-рок и фанк-джаз, которые исполняются под популярную музыку.

«Стритджаз» относится к уличным танцам. Некоторые его движения сформировались на основе движений джазовых танцев - линди хопа и джиттенбага. Начало своё этот стиль берёт из танцев джаз-модерна, к которым «приложили руку» уличные танцоры.

Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки – это отпрыски джаза и его соединений с историко-бытовым танцем.

Таким образом, джаз-танец - это особый вид танцевального искусства, который имеет свою сложившеюся историю зарождения и формирования, специфические  особенности, определяющие джазовый стиль, особую технику, свою школу, определенный лексический модуль и систему движений. Важным моментом является факт параллельного развития  джазового танца и джазовой музыки, факт очевидной взаимосвязи этих двух независимых искусств.

1.3. Хип-хоп, брейк и уличные танцы

Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения (Прил. 4). В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади - Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов - «капоэйры», и многое др.[21]

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» - от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».

Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство чтения текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал  в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца.[20]

Хот топ-техник (Hot top-techno) в переводе с английского сленга это техника  горячего движения. Стиль появился в 70-х - начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)

Итак, сегодня хип-хоп – это самый модный и популярный тренд молодежной культуры. Этот стиль впитал в себя уличную философию афроамериканцев, элементы фанка, попа, брейка, джаза.  Хип-хоп как танцевальное направление является настолько популярным, что он проник в нашу жизнь повсеместно - в шоу, клипы, школы и центры танцев, фитнес-клубы, кино, театр и т.д. Спустя более чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа нет никаких признаков спада этой культуры. Можно с точностью сказать, что будущее этой культуры светлое, так как много страниц в истории хип-хопа еще не написаны.

 

 

1.4. Контемпорари

Contemporary dance— одно из новых  направлений современного танца,  который сочетает в себе как  элементы западного танца (классический  танец, джаз-модерн), так и восточное  искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань), использующие принцип сенсорного и кинетического сознавания себя (Прил. 5). А. Архангельский так пишет о contemporary dance: «Современный танец - это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца - классического, народного, эстрадного, а также пантомимы, йоги, тай-чи), плюс видео, театр, музыка. [6]

Contemporary - интеллектуальный танец.  Это направление требует понимания  и осознания того, как тело  устроено, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс. Можно сказать, что contemporary dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного, кинетического осознавания, что дает возможность использовать естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями, дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.).

Контемп называют по-разному. Кто-то ассоциирует  данное направление с душевным разговором, кто-то – с театром, кто-то – с пластичной формой выражения внутреннего мира танцора. Все эти мнения действительно могут полностью охарактеризовать сontemporary dance. Ведь данное направление, в первую очередь предполагает выражение своих чувств и эмоций посредством танца.[22]

В контемпе очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в  танце. «Правильный» танец в стиле  контемпорари – это не столько  техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Контемп может быть исполнен сразу  в нескольких техниках:

- Вертикальный контемп (танец в положении стоя)

- Партер (танец на полу)

- В паре (танец с партнером)

Еще одним особенным моментом, отличающим контемп от других танцевальных направлений, является его ориентация «внутрь». Это не только позволяет танцору  глубже выражать свои эмоции, но и отображается на уникальности некоторых движений в поставках. Так, например, при всей визуальной легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение, т.е. главным акцентом в движении является не восходящая часть, а нисходящая.

Таким образом, на сегодняшний день, контемп является одним из самых популярных танцевальных направлений в мире. Проводятся различные конкурсы, соревнования, чемпионаты, как на региональном, так и на международном уровнях. Данное направление активно преподается в танцевальных школах. Постановки в стиле контемп срывают овации на многочисленных танцевальных шоу во всем мире.

 

РАЗДЕЛ II: ХОРЕОГРАФИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ

2.1. Кинематография

Подвижность, изменчивость кинематографических  образов, их постоянное ускользание  от схватывания, детализации и анализа  создают большие сложности для феноменологии, которая ориентирована на укорененность субъекта в мире, на изначальный перцептивный опыт, позволяющий сознанию стать «сознанием чего-то», то есть расположить мир вокруг себя так, что любой сколь угодно нереальный образ (а это всегда образ, порожденный сознанием) участвует в мире, раздвигает его горизонт.

Статика феноменологии, где единственно возможное движение — это соединение в последовательность редукционистских жестов, приводящее к центру — нередуцируемому опыту  бытия-в-мире, вступает в конфликт с кинематографом именно потому, что кинематографическое движение не имеет закрепленности в мире феноменов.[18]

Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль  человеческой деятельности, заключающаяся  в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как  синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.[23]

В понятие кинематографа входят киноиску́сство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей.

Исторически кинематограф появился в  результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съёмки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом И. В. Болдыревым в 1878—1881 гг., затем американскими изобретателями Г. Гудвином в 1887 году и Дж. Истменом в 1889 году была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Бернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В. А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В. А. Дюбюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И. А. Тимченко и М. Ф. Фрейденберг (1893).

Начало распространения кинематографа  было положено съёмкой и публичной  демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первый показ был организован 4 мая 1896 года Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые русские любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).

Первая киносъёмка в Российской империи была сделана фотохудожником А.Федецким в Харькове (1,5 минуты, «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери»). Первым российским документальным фильмом  стал «Вид харьковского вокзала в  момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством» (1896).

6 октября 1927 года — день премьеры  «Певца Джаза» — принято считать  днём рождения звукового кино. Первый «полноценно цветной» игровой короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино.

Произведения кинематографа принято делить на художественные (игровые) и документальные (неигровые) фильмы. Во-первых, показаны события, сыгранные актёрами, во-вторых — заснятые в реальной жизни. Однако такое деление часто подвергается критике в связи с тем, что существуют документальные фильмы, в которых реальные события реконструируются актёрами. В силу того, что актёры стали частым явлением в фильмах, которые признаны документальными, в документальном кино часто выделяют полностью неигровое кино и кино с элементами игрового, но реконструирующее реальные события. При этом необходимо отличать документальное кино от художественных исторических фильмов.[8]

Современный массовый кинематограф примечателен тем, что составляющие его фильмы основываются на определённых идеях и несут их в массы. Причем, эти идеи должны быть востребованы и находить отклик среди достаточно широкого числа людей, чтобы кино было коммерчески оправданным. Таким образом, любой популярный – будь то отдельный фильм или определенная тема, отражающаяся в череде фильмов – представляет некие актуальные для массового сознания идеи и тенденции. В противном случае фильм не будет коммерчески успешным. Следовательно, современный кинематограф представляет довольно наглядное пространство, в котором видна актуальность, конъюнктура или, другими словами, дух времени.[19]

Отсюда следует вывод, что кинематография – искусство относительно молодое. Она возникла в конце XIX века в качестве своеобразного технического аттракциона, а на протяжении нескольких десятилетий - превратилась в один из наиболее сильных средств познания жизни и идейно-эстетического влияния на колоссальные массы людей.

2.2. Кино и танец

Развитие кинематографа повлияло на популяризацию танцев также сильно, как и развитие музыкального искусства. Танцевальная тема всегда была очень востребована в кино. Не один режиссер пробовал свои силы в этом своеобразном жанре, пытаясь вдохновить своим фильмом множество зрителей.

Известный кинорежиссёр 30-х годов - Бадди Беркли, сняв фильм «42 улица» (Прил. 6) со звездой степа (чечётки) Руби Килером, представил зрителям с экрана настоящий эстрадный балет современного танца. В фильме «Вестсайдская история» (Прил. 7) постановка танцев хореографом Джеромом Робинсоном на музыку Л. Бернстайна по мнению хореографов снялся, тогда лучший, звёздный, состав исполнителей современного танца, которые были воспитаны на отличной классической балетной технике.

Информация о работе Соременная хореография