Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа
Актуальность. Вопросы физического развития детей очень актуальны не только в рассмотрении физического воспитания в школе, но и в системе спортивной тренировки детей.
В процессе спортивной тренировки при реализации задач общей и специальной подготовки спортсменов на этапе начальной специализации решаются задачи функционального развития детей. Использование средств общей и специальной физической подготовки спортсменов, в частности, юных баскетболистов ведет к физическому совершенствованию не только будущих спортсменов, но и детей занимающихся этим видом спорта только для физического развития.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….……………………………………..3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……………………………………….5
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………..5
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ИХ УЧЕТ НА ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ…………………………………………...12
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ……………………15
2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ……………………………………………..16
2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ……………………………………...18
2.3 ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ………………………………19
2.3 ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ………………………………………20
2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24
Пензенский
государственный
педагогический университет
им. В.Г. Белинского
Факультет
физической культуры
СВИСТОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
СТУДЕНТ
III КУРСА
Содержание
общей и специальной
физической подготовки
юных баскетболистов
и ее значение для их
физического и спортивного
совершенствования
Руководитель
курсовой работы:
Пенза,
2005
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……………………………………….5
ГЛАВА
II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
2.1
ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ………………………………………
2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ……………………………………...18
2.3
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………
2.3
ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ……………………………
2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вопросы физического развития детей очень актуальны не только в рассмотрении физического воспитания в школе, но и в системе спортивной тренировки детей.
В процессе спортивной тренировки при реализации задач общей и специальной подготовки спортсменов на этапе начальной специализации решаются задачи функционального развития детей. Использование средств общей и специальной физической подготовки спортсменов, в частности, юных баскетболистов ведет к физическому совершенствованию не только будущих спортсменов, но и детей занимающихся этим видом спорта только для физического развития.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Использование средств физической подготовки юных баскетболистов при развитии детей расширяет область двигательной активности и препятствует гиподинамии.
Сочетая занятия физической культурой с общей и специальной физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена противоречиями между необходимостью развития физических качеств при использовании общей и специальной физической подготовки баскетболистов и недостаточной разработанностью методики физической подготовки для решения этого вопроса.
Цель исследования заключена в определении условий, необходимых для использования средств общей и специальной подготовки не только для спортивного совершенствования, но и для физического развития ребенка.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс на этапе начальной специализации баскетболистов.
Предметом исследования является общая и специальная физическая подготовка юных баскетболистов как средство их физического развития.
Гипотеза исследования заключена в том, что правильное построение и подбор средств общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов формирует у них высокий уровень функциональной подготовленности.
Задачи исследования.
1. Уточнить содержание и понятие общей и специальной физической подготовки, физической подготовленности и физического развития.
2. Охарактеризовать содержание общей и специальной подготовки юных баскетболистов.
3. Рассмотреть содержание физической подготовки юных баскетболистов как средство для расширения двигательной активности учащихся.
Методами исследования являются
ГЛАВА
I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ
Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма детей, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.
Рассматривая двигательную
На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.
В ряде литературных источников (Л.П. Матвеев,1987; Н.Г.Озолин,1982; А.О. Романов, 1964; В.М. Заумерский, 1970; З.И. Кузнецова,1979 гг.) физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
А.Д. Новиков (1977) считает, что физическая подготовка спортсмена – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма.
В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 1979, В.П. Богословский, 1984; В.К. Бальсевич, 1988; и др.), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы. В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.
Н.А. Лупандина (1985) подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений.
Под
специальной подготовкой
Физическая подготовка специального направления представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в избранном виде спорта; она направлена на максимально возможное развитие данных способностей. Специальная физическая подготовка юного спортсмена носит уже характер спортивной специализации. Ее влияние на организм должно соответствовать возрастным особенностям развития.
Необходимо помнить, что начинающий спортсмен будет более эффективно осваивать технику данного вида спортом успешнее, чем лучше его общая физическая подготовка.
Н.Г. Озолин (1970), Б.А. Ашмарин (1984), так же как и Н.А. Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.
Таким образом, Н.Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент. Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов прежних лет (А.Н. Крестовников, 1952; Н.В.Зимкин, 1966; Н.Н. Яковлев,1960; А.В. Коробков, 1965; З.И.Кузнецова, 1976 и др.).
Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Данная сторона подготовки спортсмена не становится вполне тождественной специальной подготовке, иначе утрачивалось бы ее роль в системе спортивной подготовки, а в конечно счете и во всей системе всестороннего воспитания.
Общая физическая подготовка подразумевает развитие основных физических качеств.
Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков, достижению высоких результатов в избранном виде спорта.
Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее вести мяч, играя в футбол, быстро перемещаться в любых других направлениях, т.е. высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных спортивных упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развить эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства. А уже в силу существующего явления переноса физические качества проявляются соответствующим образом при выполнении конкретных спортивных упражнений.