Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:09, реферат
Выбранная тема является актуальной, т.к. гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользуясь транспортом, центральным отоплением и т.п., не занимаясь систематически физической культурой. Да и на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Все эти достижения современной цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, как необходимой для нормальной жизнедеятельности и здоровья.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие физической культуры………………………………………...….5
2. Функции физической культуры, понятие, классификация………….…10
2.1Характеристика специфических функций …………………...…...14
3.Воспитательные функции физической культуры ………………………15
Выводы………………………………………………………………………..….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация.
1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны. К примеру, спортсмен в процессе занятий формирует, совершенствует свои эстетические ценности. Но эти эстетические вкусы, чувства, идеалы обусловлены преимущественно двигательной, физической сферой деятельности, они не обладают всем богатством эстетических свойств, которые дает искусство. Для спорта же они являются второстепенными, не основополагающими.
2. специфическими функциями физической Культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям. К примеру, через спортивную деятельность человечество познает свои потенциальные возможности, однако для спорта познание вообще не является спецификой. Для познания существует другая область действительности - сфера науки. Спорту характерно в какой-то мере свойство науки (познавать) и оно достаточно выражено, то имеется основание попытаться обнаружить взаимосвязи этих двух областей культуры - науки и физической культуры. И тогда очевидно, что одной из общих социальных функций физической культуры (но не специфических) выступает познавательная функция.
3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому попытки выделить функции физической культуры, не соотнося их с основными формами, не могут быть удачными. В идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для каждой из них выявить всю систему функций.
4. Всестороннее полноценное представление о формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически включена в общую социальную структуру и имеет множество связей с другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно обусловлены особенностями тех социальных сфер, в которые включены данные формы. Так, физическая культура, существующая в системе производства, серьезно отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного быта. А обе эти формы разнятся от физической культуры в системе образования. Следовательно, при выделении отдельных форм физической культуры надо исходить из основных социально значимых областей, в которых физическая культура играет существенную роль.
Следует различать специфические и общие функции физической культуры.
Функции физической культуры |
||||||||
|
|
|||||||
Специфические функции физической культуры |
Частные функции физической культуры |
Общие функции физической культуры | ||||||
|
|
|||||||
Интегральные |
|
Видовые |
|
Эстетические | ||||
|
||||||||
Обеспечение оптимизации
физического состояния и |
|
Образовательные |
|
Нормативные | ||||
|
Прикладные |
|
Информационные | |||||
|
Спортивные |
|
Воспитательные | |||||
|
Рекреативные |
|
Социализация личности | |||||
|
Оздоровительные |
|
Социальной интеграции | |||||
|
Реабилитационные |
2.1 Характеристика специфических функций.
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Как отмечает В.М. Выдрин (1980), специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):
Уточняя и конкретизируя
специфические функции
Специфические функции различных видов физической культуры и их проявление в различных сферах | ||||||
Специфические образовательные функции |
Специфические прикладные функции |
Специфические спортивные функции |
Специфические рекреативные и оздоровительно- | |||
В системе образования |
В сфере производственной и служебной деятельности |
В сфере спорта высших достижений |
В сфере организации
досуга и восстановительных |
Физическая
культура представляет большие возможности
не только для физического развития, но
и для нравственного, эстетического, патриотического,
трудового и других видов воспитания.
Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению
физических и духовных сил раскрывают
широкие возможности для целенаправленного
воспитания духовных черт и качеств человека.
Существенно однако, что конечный эффект
в достижении воспитательных целей зависит
не только от специфических свойств физической
культуры, сколько от социальной направленности
всей системы воспитания.
Особое место физической культуре принадлежит
в формировании ценностных ориентации
учащейся молодежи, Ее особое место заключается
в том, что она выполняет социальный заказ
общества - формирует качественный состав
молодого поколения.
По каким же направлениям формируются
ценностные ориентации учащейся молодежи?
Ценностные ориентации учащейся молодежи
могут формироваться в процессе учебных
занятий.-В данном случае физическая культура
выступает как учебная дисциплина, со
всем своим многообразием средств и методов.
Одной из главных ценностных ориентации,
формирующейся в процессе занятий физической
культурой, должна стать такая ценность
как здоровье студентов.
Вообще здоровье населения - это важный
показатель качественного состояния нации,
а следовательно, и дальнейшего продвижения
по пути строительства демократического
общества. Чем на сегодняшний день характеризуется
здоровье молодого поколения? Оно характеризуется
тем, что его уровень за последние годы
продолжает снижаться.
Следовательно физическая культура в
высшем учебной заведении, с одной стороны,
не должна являться фактором риска для
здоровья молодежи, а, с другой стороны,
объективно решать реальные задачи восстановления
показателей физического развития и физической
подготовленности учащихся. Однако это
не всегда выполняется на практике. Одной
из причин невыполнения оздоровительных
задач физической культуры в вузе является
недооценка многолетних фундаментальных
научных исследований отечественных и
зарубежных ученых в области оздоровительной
физической культуры.
Другой сферой деятельности, где формируются
ценностные ориентации учащейся молодежи,
является спорт. Спорт высших достижений
формирует такие важные качества как честность,
долг, уважение к сопернику, гордость за
принадлежность к определенной команде
и некоторые другие. Так в некоторых видах
спорта, например, в большом теннисе существуют
негласные кодексы чести спортсмена. А
такой на первый взгляд агрессивный вид
спорта как профессиональный бокс способствует
привитию спортсменам определенных нравственных
качеств.
Студенческий спорт позволяет формировать
такие качества как коллективизм, взаимовыручка,
взаимопонимание, чувство локтя, патриотизм.
Есть еще одна сфера деятельности, где
формируются ценностные ориентации учащейся
молодежи. Это досуг, связанный с помещением
проводимых спортивных мероприятий. Зрелищные
спортивные мероприятия являются мощнейшим
фактором отвлечения молодого поколения
от табакокурения, наркомании, употребления
алкоголя и т.п.
Выводы.
Данная курсовая работа выполнена путем теоретического анализа и обобщения литературных источников.
1. Даны основные подходы к понятию « физическая культура» и определены ее состав и структура.
Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности. Жизненно важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и возникает необходимость внедрения физической культуры в повседневный образ жизни человека. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры.
2. Выявлена
классификация функций физиче
В результате
установлено, что функции
физической культуры отражают
ее главное назначение как
вида культуры, как средства
и способа преобразовательной
В чем же состоит сущность физической культуры? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическая культура выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни. В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
Список используемой литературы.