Социально-экономическая
необходимость психофизической
подготовки к труду
Дальнейшее совершенствование
производства, возрастание объема
и интенсивности труда, социальный
прогресс предъявляют повышенные
требования к качеству подготовки
специалистов. Важную роль в связи
с этим имеет обеспечение необходимого
уровня профессиональной готовности
будущих специалистов, включающие
физическую подготовленность, тренированность,
работоспособность, развитие профессионально
важных качеств.
В этих условиях значительно
возрастает значимость профилирования
процесса физического воспитания студентов,
целенаправленного развития и совершенствования
функциональных и двигательных возможностей
их применительно к конкретным видам
трудовой деятельности.
Под влиянием
научно-технического прогресса происходит
определенная трансформация процессов,
которая отражается на исторически
сложившееся разделение труда.
Так, до 1961 года в нашей стране
насчитывалось свыше 30 тысяч профессий
и специальностей; к началу 70-х
годов немногим более 12 тысяч,
сейчас же в едином тарифно-квалификационном
справочнике содержится около
6,5 тысяч. Преобразования в технике,
технологии и организации производства
будут и в дальнейшем способствовать
интеграции трудовой деятельности
и выдвигать все боле высокие
требования к уровню квалификации.
По данным ученых
установлено, что общая физическая
подготовка не находит непосредственного
применения в процессе труда,
а лишь создает предпосылки
для успешной профессиональной
деятельности, опосредованно проявляясь
в ней через такие факторы,
как состояние здоровья, степень
физической тренированности, адаптации
к условиям труда.
Ошибкой считается
мнение людей, будто здоровый
человек, обладающий высоким уровнем
развития физических качеств,
способен успешно освоить любую
рабочую специальность. Человек
может освоить профессию и
совершенствоваться в ней, но
при условии, что физические
качества, развитые в процессе
занятий физическими упражнениями
или спортом, совпадают с профессионально
важными, т.е. с физическими
качествами, являющимися наиболее
существенными для освоения конкретной
специальности.
Среди рабочих
не малое распространение имеет
мнение, будто бы профессиональная
физическая работа вполне может
заменить рабочему физическую
культуру…. Это глубокое заблуждение.
Физическая культура рабочего
должна применяться к его профессии.
Поступить иначе – значит не
разбираться в требованиях организма
и не считаться с профессиональными
различиями в работе.
Многочисленными
исследованиями доказано, что недостаточное
внимание к профессионально-прикладной
физической подготовке приводит
к снижению надежности человеческого
фактора в целом. Вот лишь
некоторые факты:
- из 20 миллионов
специалистов с высшим образованием
в России – 10 миллионов работает
не специальности (В.А. Лапчинский,
1992);
- за год регистрируется
около 11 тысяч случаев профессиональных
заболеваний и 40 тысяч случаев
производственного травматизма,
в том числе 8 тысяч со смертельным
исходом, а 12 тысяч работников
становятся инвалидами (В.П.Полянский,
1999);
- только 8-10% работающих
в промышленности по своим
психофизическим характеристикам
соответствуют требованиям профессии
(В.Г.Афанасьев, 1981, В.А.Коваленко, 2002);
- за годы учебы
число болезней будущих специалистов
увеличивается в 3,8 раза (Г.А. Вайник,
1995);
- из всех проблем
человеческого фактора 80-85% сводится
к недостаточной психической
готовности, к низким морально-волевым
качествам, недостаточной устойчивостью
к экстремальным факторам среды
(низкая профессиональная надежность),
пониженной работоспособности, раннему
профессиональному износу специалиста
(В.А. Лапчинский, 1992).
На определенном
этапе развития нашего общества,
когда человеческий фактор не
играл такой важной роли в
общественном производстве, можно
было ограничиться общей физической
подготовкой. В настоящее время
остро встал вопрос об интенсификации
производства, резком повышении
качества подготовки специалистов
к конкретным видам трудовой
деятельности и, следовательно,
возникла необходимость в профилировании
физического воспитания в вузах
с учетом требований избранной
профессии.
Рядом исследований
установлено, что производительность
труда людей, получивших хорошее
физическое воспитание, на 4-5% выше
и потери рабочих дней из-за
болезни в два раза меньше,
чем у не занимающихся систематически
физическими упражнениями. Среди
специалистов, занимающихся в студенческие
годы физической культурой по
программе профессионально-прикладной
физической подготовке, через 6-8
лет оказалось в 2,8 раза меньше
лиц с явными признаками профессиональных
заболеваний по сравнению с
теми, кто такой подготовки не
проходил. У подготовленных обнаружено
в 2-5 раз меньше случаев патологических
изменений органов пищеварения,
сердца, легких, верхних дыхательных
путей, нервной системы (Р.Т.Раевский,
1985).
Известно, что
адаптация человека к условиям
производства без специальной
физической подготовки может
длиться от одного года до 5-7
лет. Поэтому, учебные заведения,
для повышения качества выпускаемых
специалистов развивают специфические
физические качества, физиологические
функции, психические качества, передают
соответствующие знания, умения
и навыки, необходимые для эффективного
овладения конкретными профессиями.
Составная часть
физического воспитания, занимающаяся
вопросами, связанными с подготовкой
к трудовой деятельности, получила
свое название – профессионально-прикладная
физическая подготовка (ППФП). Под
ППФП понимается подсистема физического
воспитания, наилучшим образом обеспечивающая
формирование и совершенствование
свойств и качеств, имеющих
существенное значение для конкретной
профессиональной деятельности (Р.Т.Раевский,
1985).
Однако, как показала
практика, многие окончившие институт
специалисты вступают в жизнь
без необходимой трудовой и
физической подготовки, ощущая трудность
при переходе на работу в
народное хозяйство. Выпускники
институтов, имеющие слабую общую
и специальную физическую подготовленность,
медленно адаптируются к условиям
производства, быстрее устают, чаще
склонны к перемене профессии.