Социально-биологические основы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, лекция

Описание работы

Гомеостаз (ис) — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Содержание

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.
3. Функциональные системы организма.

4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.

5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

6. Биологические ритмы и работоспособность.

7. Гипокинезия и гиподинамия.

8. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

Работа содержит 1 файл

Раздел 2.2.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Одна  из важнейших характеристик личности – интеллект. Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями.

     Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов.  

6. Биологические ритмы и работоспособность

     Биологические ритмы регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам. Они характеризуются периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем и делятся на экзогенные (вызванные воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные процессами в самой живой системе). Существуют биоритмы клеток, органа, организма, сообщества. По выполняемой функции биологические ритмы делят на физиологические — рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхание, сердцебиение) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима – лето). Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180-200 удар/мин при выполнении работы); период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью), в естественных условиях захвачен циклами окружающей среды, выполняет функцию “биологических часов”.

     Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени. Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе подготовки и в выступлениях на соревнованиях.  

7. Гипокинезия и гиподинамия

     Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезни.

Последствия гиподинамии

Системы организма Характер  нарушения
Центральная нервная 

система

Уменьшаются межнейронные связи
Психика Появляются  эмоциональная неустойчивось, нестабильность, агрессивность, депрессия
Сенсорные системы Нарушение функций (особенно двигательной и вестибулярной)
Двигательный  аппарат Атрофия и дистрофия  мышц, нарушение координации движений, колебания общего центра масс
Сердечно-сосудистая

система

Дистрофия сердечной  мышцы, нарушение питания миокарда (возможна ИБС), уменьшение размеров полостей сердца, снижение систолического объема сердца
Система крови Уменьшение  объема крови, уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина
Система дыхания Уменьшаются ЖЕЛ, ДО, МОД, МЛВ и сила дыхательных  мышц
Обмен веществ и энергии Снижается на 20% основной обмен, накапливаются продукты метаболизма, угнетаются процессы энергообразования
Эндокринные железы Снижается продукция ЖВС (особенно надпочечников, гипофиза и половых желез)
Система гомеостаза Снижается мощность и устойчивость механизмов поддержания гомеостаза (гомеостаз «старушки»)
Система соматического 

здоровья (ССЗ)

Ослабляется ССЗ, снижается устойчивость организма к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, проникающей радиации, эмоциональному напряжению, физическим воздействиям и т.д.
Система адаптационных 

резервов организма

Снижаются резервы  клеточного, тканевого, органного, системного, межсистемного и организменного уровней
 

Основные  проявления работы мышц

Мышцы выступают основным источником тепла  и энергии
Мышцы осуществляют локомоции (движения)
Мышцы облегчают работу сердца (600 периферических сердец)
Работа  мышц совершенствует механизмы регуляции  органов и систем органов
Мышечная  деятельность вызывает морфо-функциональные перестройки, способствуя расширению морфологических (структурных) и функциональных резервов организма
 

8. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость                                                                   к умственной и физической работоспособности

     Основное  средство физической культуры – физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

     Устойчивость  организма к неблагоприятным  факторам зависит от врожденных и  приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37-38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.

     У людей, которые систематически и  активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

     К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с классификацией физических упражнений. 

Классификация физических упражнений 

Признаки 

классификации

Виды физических упражнений
Биомеханическая структура  движений. 1. Циклические (гребля, бег, плавание и т.д.);

2. Ациклические (бокс, борьба, гимнастика и т.д.).

 
 
 
Преимущественное проявление физических качеств.
1. Упражнения  на развитие быстроты — скоростные (бег на короткие дистанции);

2. Упражнения  на развитие взрывной силы  — скоростно-силовые (прыжки в  длину и в высоту, метания);

3. Упражнения на развитие выносливости (лыжные гонки, бег на длинные дистанции);

  1. Упражнения на развитие силы (тяжелая атлетика);
  2. Упражнения на развитие координации — сложно-технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание).
 
Особенности

локомоций.

1. Упражнения, выполняемые преимущественно ногами  (бег, конькобежный и велосипедный спорт);

2. Упражнения, выполняемые преимущественно руками (плавание, гимнастика);

3. Упражнения, выполняемые преимущественно и  руками, и ногами (ходьба на лыжах).

 
Мощность 

выполняемой работы.

1. Упражнения максимальной мощности;

2. Упражнения  субмаксимальной мощности;

3. Упражнения  большой мощности;

4. Упражнения  умеренной мощности;

5. Упражнения  переменной мощности.

 
Преобладающий

источник  энергии.

1. Упражнения  анаэробно-алактатного энергетического обеспечения;

2. Упражнения  анаэробно-лактатного энергетического  обеспечения;

3. Упражнения  смешанного анаэробно-аэробного  энергетического обеспечения;

4. Упражнения  аэробного энергетического обеспечения.

 
 
Уровень энерготрат.
1. Упражнения  с высокими энерготратами, при потреблении кислорода 4–6 л/мин. (бег, лыжные гонки, плавание);

2. Упражнения  со средними энерготратами при  потреблении кислорода 2–4 л/мин. (спортивные игры);

3. Упражнения  с низкими энерготратами при  потреблении кислорода менее 2 л/мин. (фигурное катание, бокс, борьба).

Характер

регламентации

нагрузки.

1. Упражнения  заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т.д.);

2. Упражнения заданного времени работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т.д.).

 
 
Объем активной

мышечной  массы.

1. Локальные,  при которых в работу вовлекается  до одной трети мышечной массы;

2. Региональные, при которых в работу вовлекается  до двух третей мышечной массы;

3. Глобальные, при которых в работу вовлекается  более двух третей мышечной массы.

Характер  оценки выполнения. 1. Упражнения, оцениваемые  количественно (в кг, сек, м);

2. Упражнения, оцениваемые качественно (в баллах).

Тип мышечного

сокращения.

1. Статические упражнения;

2. Динамические  упражнения.

 

     К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Своеобразным средством физической культуры выступают информационные технологии, формирующие позитивное отношение человека к физической культуре и спорту, а также позволяющие сформировать знания в сфере физической культуры. 
 
 

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры