Семейное физическое воспитание как народная традиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:41, реферат

Описание работы

Работа посвящена исследованию влияния семейного воспитания на формирование физической культуры. Изучение народных традиций семейного воспитание и возрождение в современных условиях является актуальным. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы классными руководителями на родительских собраниях.

Содержание

Введение
Актуальность исследования
Глава 1. Народные традиции семейного воспитания
Из истории семейного физического воспитания
Психолого –педагогический аспект семейного физического воспитания
Глава 2 Семейное физическое воспитание
2.1 Влияние семейного физического воспитания на укрепление здоровья детей.
2.2 Анализ исследования
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Cемейное воспитание.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

       В жизни бурят важное  место занимало охота – агнуури, которое носило активную форму: разыскивание, преследование и добыча зверя. По данным М.Н.Хангалова, в облаве принимали участие мальчики, начиная с 12 лет. Из других источников явствует, что буряты с 8 лет учились стрельбе из лука, а с 10 лет принимали участие в облавных делах. Эта традиция сохранялась до начала 20 века.(4)

      Народная физическая культура традиционного общества представляла собой синкретное образование, в котором различные компоненты были тесно связаны между собой. В частности,  в народной педагогике физическое  воспитание осуществлялось параллельно с трудовым, патриотическим, нравственным, экологическим, эстетическим воспитанием. Народная физическая культура играла существенную роль в социализации личности. Семья и родственники представляли собой социальные группы, осуществляющие первичную социализацию путем непосредственного воздействия на ребенка.(2) Отец, старший брат или другой родственник мужского пола готовили из маленького мальчика сильного телом и духом мужчину ( воина, отца, кормильца семьи), а мать или какая–то другая старшая родственница были в ответе с за телесное и морально- нравственное формирование будущей матери, жены, хозяйки и т.д.

     Народные традиции семейного физического воспитания в «чистом » виде сохранились лишь у некоторых этносов, живущих в первобытно-общинных- условиях ( отдельные племена Африки, Азии, Южной Америки, Океании) или в условиях, приближенных к первобытно-общинным  в силу климатических и профессиональных факторов ( народы Севера, кочевые народности Африки, Азии и т.д.). В цивилизованном мире ратовать за развитие традиционных народно-национальных форм воспитания  бессмысленно. Речь идет о том, чтобы возрождать семейное физическое воспитание как традиционно, только в современных условиях. В  этом случае можно говорить о том,  что как во времена традиционного общества, физическое воспитание будет осуществляется параллельно с другими видами воспитания.

      Восстановление и сохранение  этнокультурных традиций, веками сложившаяся система воспитания, возрождающихся сегодня и является фундаментом национального самосохранения национального сознания. Духовный опыт каждого этноса независимо от его численности обладает общечеловеческой значимостью и ценностью. Этот опыт важен для нас самих тем, что он способствует сохранению национальной культуры, духовности пространства, в котором мы живем.

       В заключении необходимо отметить, что Агинские буряты, как территориальное  подразделение бурятского народа и как все цивилизованные народы мира, имели достаточный опыт развития физической культуры. Этот опыт соответствовал их образу жизни и хозяйственной деятельности, способствовали подготовке детей к взрослой жизни. Первые ростки природосообразности формировались у них в процессе игр дети учились пониманию красоты природы, получили навыки, необходимые в быту и труде. Таким, образом занятия физической культурой и спортом являлись школой жизни и развития.

 

    1. Психолого –педагогический аспект семейного воспитания.

      Современная  отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а «главной, центральной» ее функцией считает воспитание детей.(7) В последнее время государство также начинает уделять внимание проблемам семьи в «Плане действий по реализации Программы развития воспитания в  системе образования России на 2002 -2004 г» Министерства образования РФ в ежегодный государственный доклад «О  положении детей в РФ » ввели раздел «Роль семьи в воспитании детей». В этой Программе декларируется повышение социального статуса семьи в российском обществе, ее роль в воспитании детей.

       Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями – «главная потребность ребенка». При этом он ссылается на английского психиатра Д.Боули и американского психофизиолога  Н.Милера, которые указывают на негативные изменения в психике и характере, вплоть до склонности к асоциальному поведению, детей, оторванных от родителей, особенно от матери. Далее автор обращается к родителям: «С ребенком необходимо играть! » (2). Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают  игру

( кстати, на  заре теории физического воспитания  всякую физкультурно-спортивную  активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как «с ребенком надо вместе заниматься физкультурой».

       Семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями. Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культуры и спортом, но совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, формированию добрых семейных традиций.

    Походы  с физкультурно-спортивным уклоном-  это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферу личности ребенка.

     Совместные походы на стадион, каток, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым  вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку.(5) Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь- от родителей. Речь идет об их поведении, в форме, содержании комментариев и.т.д.

     Семейные  просмотры спортивных передач  по телевизору и  их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится «болеть» за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректурные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т.е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира. 

Глава 2. Семейное физическое воспитание.

   2.1. Влияние семейного физического воспитания на укрепление здоровья детей.

     Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени – физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в образовательных учреждениях, следовало бы оказывать помощь. 

     Вместе  с тем совместное обучение  мальчиков и девочек, общие  занятия на уроках физической культуры в школе, в специальном учебном заведении позволяют впоследствии быть для своих детей первоначальными наставниками физического воспитания независимо от пола ребенка. Всем известен факт, что в спортивную школу хоккея будущего великого вратаря сборной команды Советского Союза Владислава Третьяка привела его мама. И у первой ракетки мира Марии Шараповой первым тренером был ее отец.

     В  поселке у нас тоже есть  семьи, которые занимаются спортом  вместе с родителями : семья Батоевых, сам отец Добчин Батоевич является тренером по настольному теннису и обучает своих детей Бальжину, Цырену, Гуро, у которых имеются высокие достижения в округе, и за пределами области.

     На  примере нашей семьи, тоже можно  утверждать, что у нас присутствует семейное воспитание. Наш папа Юндунов Далай Бабуевич тренер – преподаватель по настольному теннису Дома детского творчества привил любовь и интерес к этому виду спорта своим дочерям: мне и моей сестренке Сайжене.

     Национальные  традиции физической культуры и спорта на современном этапе у бурят претерпели некоторые изменения. Современный вариант древних бурятских игр распространен     сегодня по всему цивилизованному миру и включен в список Олимпийских игр. Нынешнее поколение агинцев достойно продолжает и приумножает спортивную славу предков, становясь участниками и призерами многих международных и Олимпийских игр (приложение 5).

     «Зунай  надаан » (летние игры) нынче такой же красивый и богатый праздник спорта, где наряду с традиционными видами «игр», молодое поколение занимается всеми  видами современного спорта. А традиционные виды спорта -  борьба, конные скачки, стрельба из лука - в нашем округе занимают доминирующее место. 

    Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.п., с одной стороны, безусловно повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой- поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровням тех игр (состязаний) , в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией. 

     2.2. Анализ исследований.

     Для  того чтобы выявить, какие традиции семейного физического воспитания можно обнаружить в современных семьях, мы провели анкетирование 70 школьников и студентов.     Оказалось, что респонденты, будучи детьми, проводят (проводили) вместе с родителями:

- утреннюю гимнастику  – 5,7%

- утреннюю пробежку – 8,5%

- водные и  другие процедуры – 7,4%

- походы на  природу – 30%

- семейные соревнования – 4,2%

- выезды в  места оздоровления (Алханай, Зымка, Угсахай и т.д.) – 38,5%

- ходили на  каток, на лыжах, купаться на  водоем – 18%     (приложение 1)

     На пункт «традиции отсутствуют» ответили 19 респондентов, т.е. 27,1%. Кроме того,  33   % респондентов вместе с родителями  только смотрят (смотрели) по телевизору спортивные передачи, а  14,4 % - лишь посещают ( посещали)  спортивные соревнования в качестве болельщиков. С учетом этих «пассивных» традиций мы выявили 74,5 %  семей, где дети дома вообще не занимались активно физической культурой (Приложение 2).

С одной стороны, радует факт, что 27 семей совершали  выезды в места оздоровления, что  все-таки характерно для нашей местности  богатой целебными источниками  и их доступностью.

    Для  выявления мнения о здоровье  детей об отношении к здоровому образу жизни был проведен опрос среди 30 родителей и 30 учителей. Анализ ответов на вопрос: «Как вы  оцениваете состояние здоровья вашего ребенка?» показал, что более половины опрошенных родителей (62,3%) и учителей (56,5%) оценивают здоровье  учащихся как удовлетворительное;

30,7% родителей  и 34,5% педагогов как плохое  и только 7% родителей и 9% учителей  как хорошее. По мнению большинства  педагогов основную роль в  оздоровительной работе с учащимися  должны играть родители, прививать  установку на здоровый образ жизни, «строить свое здоровье» на личном примере. (Приложение 3)

     Современное  состояние физической культуры  и спорта на примере Могойтуйского  района за 2001-2005 годы (Приложение 4) показывают, что национальные видв спорта доминируют над остальными и имеют высокие результаты.      
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, наши исследования показывают, что сегодня традиции семейного физического воспитания, столетиями жившие в народной культуре, практически утрачены. Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена. 

  Выводы и рекомендации. Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в различных формах (Приложение 4). Решение этой проблемы возможно только усилиями всего общества и с помощью соответствующих государственных структур. Высокие результаты и достижения семейных династий в различных вида спорта, их опыт могут послужить примером для подрастающего поколения (Приложение 5)

Информация о работе Семейное физическое воспитание как народная традиция