Самоорганизация в реформе вузовского физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Осуществление поворота от материального прогресса к духовному человеку, к личности как главному созидательному мотиву человеческой деятельности - важнейшая глобальная проблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смыслом нашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишним стремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи?

Работа содержит 1 файл

CАМООРГАНИЗАЦИЯ В РЕФОРМЕ ВУЗОВСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

CАМООРГАНИЗАЦИЯ  В РЕФОРМЕ ВУЗОВСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ 

Мы вступили в эру, которая призывает нас  к уравновешенности в общественном устройстве, к сбалансированности в  отношениях с окружающей средой, к  достижению гармонии и внутреннему  равновесию в каждом из нас.  

Осуществление поворота от материального прогресса  к духовному человеку, к личности как главному созидательному мотиву человеческой деятельности - важнейшая  глобальная проблема современности, разрешение которой способно снова наполнить  смыслом нашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишним стремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи?  

А начинать следует  с изменения сознания живущих, с  гуманитаризации всей сферы образования  народа и прежде всего - высшего образования. "Если вы верите в гуманность вообще, - писал малоизвестный у нас английский писатель, философ Д.Г. Лоуренс, - то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живой деятельность университета, главная функция которого связана с идеей образования и культуры народа. Университет, а затем институт или колледж должен превратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которого зависят судьба науки и судьба человечества"[8].  

Тот факт, что  образование выдвигается в число центральных факторов социального развития, приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений в более "ответственную образовательную среду", строящуюся в соответствии не с механистическим мировоззрением ХХ века, а в логике концепции самоорганизующегося мира.  

Постижение механизма  самоорганизации стало одним  из важнейших открытий уходящего  столетия. Было доказано, что закон  физики о росте энтропии справедлив и для замкнутых систем. Система  образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуаций внешнего мира: экономических, политических, социальных, технологических; и в итоге она вышла из состояния равновесия. Вернуться к прежнему, устойчивому, состоянию сегодня уже невозможно, т. к. для этого надо было бы заново строить замкнутую систему, привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы действовать уже не сможет [6]. Настоятельным требованием в сегодняшних условиях становится разработка отечественных теоретических основ управления системой образования.  

Человек познан еще крайне неудовлетво рительно, и только он сам (конечно, с помощью специалистов) может попробовать строить свое образование, самостоятельно рисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемой среде, поэтому образование должно быть центрированным вокруг личности (а не направленным или ориентированным на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший роль самосознания, утверждал: личность - "это то, что человек делает сам из себя" [2].  

Вузовское физическое воспитание как подсистема также выбито из кокона стабильности, и особое внимание должно уделяться налаживанию диалога с внешним миром, т. е. коммуникации. А внешнему миру сегодня важны те знания и такое воспитание, которые могли бы влиять на поведение, потому что сегодня речь идет не о процветании (экономичес ком и любом другом) общности "российский народ", а об ее физическом существовании. Вот факты. 70% населения России живут в загрязненных городах; 50% пьют воду, не соответствующую санитарным нормам; более 6 млн человек подверглись радиационному воздействию; алкоголь, наркотики, табакокурение захватили 70% населения России. Что касается психоэмоционального стресса, то его испытывает все население страны. В России сформировалась не типичная ни для одной страны структура смертности: 672 тыс. чел. (1/3 умерших) в год уходят из жизни в трудоспособном возрасте, причем 80% - мужчины. Не имеет аналогов и смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений и травм. Каждый третий юноша не может по состоянию здоровья быть призван на военную службу (в 1985 г. - только каждый двадцатый). Среди призывников стало в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц, которые подлежат призыву, страдают хроническим алкоголизмом; 8% принимают наркотики. Если ситуация не изменится, то лишь 54% ребят, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Россию ждут и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение, наркомания, СПИД и алкоголизм [6].  

Сегодня решающими  факторами улучшения здоровья населения  являются создание благоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасности пищевых продуктов и воды, охрана труда и соблюдение техники безопасности на производстве, проведение продуманной демографической политики, пропаганда здорового образа жизни. А образование должно стать не только доступным, но и привлекательным, это для России и лекарство, и путь к спасению. Итак, сегодня доказано, что основные "факторы риска" имеют поведенческую основу, которая вырабатывается воспитанием. Но исследования показали, что сегодняшний учитель и преподаватель, так же как школьники и студенты, не имеют четкого научного представления о сущности здорового образа жизни. Они сами не заботятся должным образом о своем здоровье и не владеют обоснованными технологиями обучения здоровому образу жизни и его воспитания.  

Напрашивается вывод, что реформировать прежде всего следует физическое воспитание в вузах, хотя в основе лежит образование  первичное, начальное, школьное. И причин здесь несколько: во-первых, его объем  меньше; во-вторых, результат будет получен скорее; в-третьих, высшее образование формирует преподавательский корпус образования начального и среднего; в-четвертых, в процессе высшего образования ему подвергаются люди уже относительно взрослые, могущие иметь свое собственное мнение о том, как, чему и зачем их учат. Именно здесь, в стенах учебного заведения, т. е. в студенческие годы, молодой человек развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать себя для себя, для своей страны, для человечества в целом.  

Однако решать проблемы сегодняшнего дня вчерашними методами невозможно. И если пришло понимание, что нормативный метод, привнеся много положительного в развитие физического воспитания, исчерпал себя, то постепенно, а не сокрушая все на своем пути, высшая школа должна выстроить новые модели воспитания физической культуры , в самом широком понимании слова культура .  

Нашим глубоким убеждением является то, что это  должны быть личностно-центрированные модели, которые делают акцент на самоуправлении и снятии внешнего принуждения. На сегодня  нет ни одной разработанной подробно, и мы предлагаем как вариант создание сельфцентров (от английского слова self-organizing - самоорганизация) - синтетических структур, которые используют все возможные достижения различных сфер жизни: медицины, науки, культуры, спорта. Уже в самом названии - точный, научно обоснованный смысл усиления процесса самоорганизации. Только добровольно, комплексно и избирательно можно привить физическую культуру и поместить ее достояния не в память, а в душу и интеллект.  

Государственные образовательные стандарты ставят перед физическим воспитанием задачу - сформировать стиль жизни студента, и только путь научения самоорганизации и саморазвития способен решить ее в полной мере.  

Сегодня идет поиск  форм занятий, отвечающих характеру  реально существующих потребностей. Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания, отраженные в концепции физкультурного образования студентов [5], предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания. Весь предшествующий опыт работы в высшей школе приводит к мысли, что личностно-центрированная модель образования именно в физическом воспитании могла бы прижиться и показать свою самостоятельность. Идея создания так называемых центров самоорганизации (ЦСО), предложенных В.Н. Компаниченко [3], показалась нам привлекательной. Здесь, и "либерализация", и "гуманизация", и "гармонизация", и "непрерывное развитие физкультурного воспитания".  

Автор идеи закладывает  в название научно обоснованный смысл: центр должен способствовать усилению процесса самоорганизации в людях.  

Центр самоорганизации и медицина. Задача - предупреждение заболеваний, т.е. это профилактическая структура. Возможность заниматься должна быть предоставлена вне зависимости от того, здоров студент или болен и чем болен.  

Центр самоорганизации  и наука. Хотя наука и не все объясняет, тем не менее она максимально приближает нас к объективной картине мира, ибо опирается на факты - реальные наблюдения. Деятельность центров должна быть пронизана ясной и свободной научной мыслью.  

Центр самоорганизации  и спорт. Особое внимание должно быть уделено телесной организации как основе для выявления высших человеческих способностей. Спорт укрепляет физические кондиции человека. Методики, используемые в центре, должны быть компактными и включать комплексы разнообразных упражнений [3, 4].  

В информационном центре самоорганизации должна быть сосредоточена информация (в печатных, электронных, видео- и аудио- материалах) об особенностях человеческого организма, о безграничных возможностях каждого  из нас к совершенствованию, о  взаимосвязи живых существ и т.д. Нужно повысить тонус мышления оригинально подобранной информацией, научить студента размышлять.  

Основная идея - создание образовательного пространства, в котором все максимально  приспособлено для усвоения теоретических  основ физической культуры и практики движения, предложение максимальной свободы выбора.  

Деятельность  центра должна осуществляться таким  образом, чтобы, с одной стороны, предоставить студенту возможность  принять воздействия (или самовоздействия) любого вида, с другой - помочь ему самому составить индивидуальную программу саморазвития (то есть определить наиболее желаемый набор воздействий и их пропорции).  

Изложенные представления  о центре - это "программа максимум", но начать можно с зародышевых  структур, в которых осуществлялась хотя бы часть возможных воздействий, позволяя постепенно уходить от утилитарно -прикладной направленности вузовского физического воспитания.  

Список литературы 

1. Гайдученок  И.А. Слово о личности: Философское  эссе /Под ред. Л.В. Уварова. Наука и техника, 1990. - 158 с.  

2. Гуанский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в  философию образования. - М.: Издательская  корпорация "Логос", 2000. - 224 с.  

3. Компаниченко  В.Н. Цикл и смысл существования  человечества. - Вестник ДСО РАН, 1993, № 6.  

4. Компаниченко  В.Н. Самоорганизация личности - путь  к расцвету человечества, Хабаровск, 1994. - 51 с.  

5. Лубышева Л.И.  К концепции физкультурного воспитания  студентов.//Теор. и практ. физ.  культ. 1991, № 12, с.15.  

6. Пальцев В.  Образование как лекарство // Alma mater. 1998, № 7, с.19.  

7. Соловьенко  К., Пугачева Е. Открытость в  реформе высшей школы // Alma mater. 1998, № 5, с. 3 - 5.  

8. Lawrence D.H. Assorted Article/ London, 1932.  

9. Е.П. Оськина,  аспирантка, С.Б. Нарзулаев, доктор  медицинских наук, профессор

Информация о работе Самоорганизация в реформе вузовского физического воспитания