Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:45, реферат
Осуществление поворота от материального прогресса к духовному человеку, к личности как главному созидательному мотиву человеческой деятельности - важнейшая глобальная проблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смыслом нашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишним стремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи?
CАМООРГАНИЗАЦИЯ
В РЕФОРМЕ ВУЗОВСКОГО
Мы вступили
в эру, которая призывает нас
к уравновешенности в общественном
устройстве, к сбалансированности в
отношениях с окружающей средой, к
достижению гармонии и внутреннему
равновесию в каждом из нас.
Осуществление
поворота от материального прогресса
к духовному человеку, к личности
как главному созидательному мотиву
человеческой деятельности - важнейшая
глобальная проблема современности, разрешение
которой способно снова наполнить
смыслом нашу индивидуальную и личную
жизнь, до сих пор придавленную излишним
стремлением к материальной пользе [1].
Как подойти к решению этой задачи?
А начинать следует
с изменения сознания живущих, с
гуманитаризации всей сферы образования
народа и прежде всего - высшего образования.
"Если вы верите в гуманность вообще,
- писал малоизвестный у нас английский
писатель, философ Д.Г. Лоуренс, - то сегодня
нет более важного дела, чем сохранить
живой деятельность университета, главная
функция которого связана с идеей образования
и культуры народа. Университет, а затем
институт или колледж должен превратиться
в храм науки, искусства и культуры, в центр,
от деятельности которого зависят судьба
науки и судьба человечества"[8].
Тот факт, что
образование выдвигается в
Постижение механизма
самоорганизации стало одним
из важнейших открытий уходящего
столетия. Было доказано, что закон
физики о росте энтропии справедлив
и для замкнутых систем. Система
образования оказалась под
Человек познан
еще крайне неудовлетво рительно, и только
он сам (конечно, с помощью специалистов)
может попробовать строить свое образование,
самостоятельно рисковать и потом отвечать
за результаты своего движения в плохо
предсказуемой среде, поэтому образование
должно быть центрированным вокруг личности
(а не направленным или ориентированным
на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший
роль самосознания, утверждал: личность
- "это то, что человек делает сам из
себя" [2].
Вузовское физическое
воспитание как подсистема также выбито
из кокона стабильности, и особое внимание
должно уделяться налаживанию диалога
с внешним миром, т. е. коммуникации. А внешнему
миру сегодня важны те знания и такое воспитание,
которые могли бы влиять на поведение,
потому что сегодня речь идет не о процветании
(экономичес ком и любом другом) общности
"российский народ", а об ее физическом
существовании. Вот факты. 70% населения
России живут в загрязненных городах;
50% пьют воду, не соответствующую санитарным
нормам; более 6 млн человек подверглись
радиационному воздействию; алкоголь,
наркотики, табакокурение захватили 70%
населения России. Что касается психоэмоционального
стресса, то его испытывает все население
страны. В России сформировалась не типичная
ни для одной страны структура смертности:
672 тыс. чел. (1/3 умерших) в год уходят из
жизни в трудоспособном возрасте, причем
80% - мужчины. Не имеет аналогов и смертность
мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных
случаев, отравлений и травм. Каждый третий
юноша не может по состоянию здоровья
быть призван на военную службу (в 1985 г.
- только каждый двадцатый). Среди призывников
стало в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц,
которые подлежат призыву, страдают хроническим
алкоголизмом; 8% принимают наркотики.
Если ситуация не изменится, то лишь 54%
ребят, которым сегодня 16 лет, доживут
до пенсионного возраста. Россию ждут
и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение,
наркомания, СПИД и алкоголизм [6].
Сегодня решающими
факторами улучшения здоровья населения
являются создание благоприятной для
человека среды обитания, обеспечение
безопасности пищевых продуктов и воды,
охрана труда и соблюдение техники безопасности
на производстве, проведение продуманной
демографической политики, пропаганда
здорового образа жизни. А образование
должно стать не только доступным, но и
привлекательным, это для России и лекарство,
и путь к спасению. Итак, сегодня доказано,
что основные "факторы риска" имеют
поведенческую основу, которая вырабатывается
воспитанием. Но исследования показали,
что сегодняшний учитель и преподаватель,
так же как школьники и студенты, не имеют
четкого научного представления о сущности
здорового образа жизни. Они сами не заботятся
должным образом о своем здоровье и не
владеют обоснованными технологиями обучения
здоровому образу жизни и его воспитания.
Напрашивается
вывод, что реформировать прежде
всего следует физическое воспитание
в вузах, хотя в основе лежит образование
первичное, начальное, школьное. И причин
здесь несколько: во-первых, его объем
меньше; во-вторых, результат будет
получен скорее; в-третьих, высшее образование
формирует преподавательский корпус образования
начального и среднего; в-четвертых, в
процессе высшего образования ему подвергаются
люди уже относительно взрослые, могущие
иметь свое собственное мнение о том, как,
чему и зачем их учат. Именно здесь, в стенах
учебного заведения, т. е. в студенческие
годы, молодой человек развивает свой
человеческий талант, чтобы реализовать
себя для себя, для своей страны, для человечества
в целом.
Однако решать
проблемы сегодняшнего дня вчерашними
методами невозможно. И если пришло
понимание, что нормативный метод, привнеся
много положительного в развитие физического
воспитания, исчерпал себя, то постепенно,
а не сокрушая все на своем пути, высшая
школа должна выстроить новые модели воспитания
физической культуры , в самом широком
понимании слова культура .
Нашим глубоким
убеждением является то, что это
должны быть личностно-центрированные
модели, которые делают акцент на самоуправлении
и снятии внешнего принуждения. На сегодня
нет ни одной разработанной подробно,
и мы предлагаем как вариант создание
сельфцентров (от английского слова self-organizing
- самоорганизация) - синтетических структур,
которые используют все возможные достижения
различных сфер жизни: медицины, науки,
культуры, спорта. Уже в самом названии
- точный, научно обоснованный смысл усиления
процесса самоорганизации. Только добровольно,
комплексно и избирательно можно привить
физическую культуру и поместить ее достояния
не в память, а в душу и интеллект.
Государственные
образовательные стандарты
Сегодня идет поиск
форм занятий, отвечающих характеру
реально существующих потребностей.
Основные идеи, направления и принципы
физкультурного воспитания, отраженные
в концепции физкультурного образования
студентов [5], предусматривают кардинальное
изменение содержания физического воспитания.
Весь предшествующий опыт работы в высшей
школе приводит к мысли, что личностно-центрированная
модель образования именно в физическом
воспитании могла бы прижиться и показать
свою самостоятельность. Идея создания
так называемых центров самоорганизации
(ЦСО), предложенных В.Н. Компаниченко [3],
показалась нам привлекательной. Здесь,
и "либерализация", и "гуманизация",
и "гармонизация", и "непрерывное
развитие физкультурного воспитания".
Автор идеи закладывает
в название научно обоснованный смысл:
центр должен способствовать усилению
процесса самоорганизации в людях.
Центр самоорганизации
и медицина. Задача - предупреждение заболеваний,
т.е. это профилактическая структура. Возможность
заниматься должна быть предоставлена
вне зависимости от того, здоров студент
или болен и чем болен.
Центр самоорганизации
и наука. Хотя наука и не все объясняет,
тем не менее она максимально приближает
нас к объективной картине мира, ибо опирается
на факты - реальные наблюдения. Деятельность
центров должна быть пронизана ясной и
свободной научной мыслью.
Центр самоорганизации
и спорт. Особое внимание должно быть
уделено телесной организации как основе
для выявления высших человеческих способностей.
Спорт укрепляет физические кондиции
человека. Методики, используемые в центре,
должны быть компактными и включать комплексы
разнообразных упражнений [3, 4].
В информационном
центре самоорганизации должна быть
сосредоточена информация (в печатных,
электронных, видео- и аудио- материалах)
об особенностях человеческого организма,
о безграничных возможностях каждого
из нас к совершенствованию, о
взаимосвязи живых существ и т.д. Нужно
повысить тонус мышления оригинально
подобранной информацией, научить студента
размышлять.
Основная идея
- создание образовательного пространства,
в котором все максимально
приспособлено для усвоения теоретических
основ физической культуры и практики
движения, предложение максимальной свободы
выбора.
Деятельность
центра должна осуществляться таким
образом, чтобы, с одной стороны,
предоставить студенту возможность
принять воздействия (или самовоздействия)
любого вида, с другой - помочь ему самому
составить индивидуальную программу саморазвития
(то есть определить наиболее желаемый
набор воздействий и их пропорции).
Изложенные представления
о центре - это "программа максимум",
но начать можно с зародышевых
структур, в которых осуществлялась
хотя бы часть возможных воздействий,
позволяя постепенно уходить от утилитарно
-прикладной направленности вузовского
физического воспитания.
Список литературы
1. Гайдученок
И.А. Слово о личности: Философское
эссе /Под ред. Л.В. Уварова. Наука
и техника, 1990. - 158 с.
2. Гуанский Э.Н.,
Турчанинова Ю.И. Введение в
философию образования. - М.: Издательская
корпорация "Логос", 2000. - 224 с.
3. Компаниченко
В.Н. Цикл и смысл
4. Компаниченко
В.Н. Самоорганизация личности - путь
к расцвету человечества, Хабаровск,
1994. - 51 с.
5. Лубышева Л.И.
К концепции физкультурного
6. Пальцев В.
Образование как лекарство // Alma mater.
1998, № 7, с.19.
7. Соловьенко
К., Пугачева Е. Открытость в
реформе высшей школы // Alma mater.
1998, № 5, с. 3 - 5.
8. Lawrence D.H. Assorted Article/
London, 1932.
9. Е.П. Оськина, аспирантка, С.Б. Нарзулаев, доктор медицинских наук, профессор
Информация о работе Самоорганизация в реформе вузовского физического воспитания