Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:14, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Педагогический контроль………………………………………………….....5
2. Врачебный контроль…………………………………………………….........6
3.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….....13
Список используемых источников…………………………………….……….14

Работа содержит 1 файл

контрольи самоконтроль при занятиях физрой.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

1. Педагогический контроль………………………………………………….....5

2. Врачебный контроль…………………………………………………….........6

3.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….....13

Список  используемых источников…………………………………….……….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

     Нравственное  воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

     Умственное  воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

     Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

     Исследования  показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

     Трудовое  воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

     Эстетическое  воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

     Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Педагогический контроль

     Педагогический  контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.

     Задачи  педагогического контроля:

  • Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
  • Выполнить план тренировки;
  • Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
  • Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
  • Отобрать талантливых спортсменов.

     Содержание  педагогического контроля:

  1. Контроль за посещаемостью занятий;
  2. Контроль за тренировочными нагрузками;
  3. Контроль за состоянием занимающихся;
  4. Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;
  5. Контроль за поведением во время соревнований.

     Виды  педагогического контроля

  1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
  2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
  3. Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

     Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:

  1. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
  2. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).
  3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки).

     К методам педагогического контроля относятся:

  • анкетирование занимающихся и тренеров - преподавателей;
  • анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
  • педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях.

     2. Врачебный контроль

     Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

     Он  направлен на изучение состояния  здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма  врачебного контроля- врачебное обследование.

     Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

     Врачебный контроль в вузе проводится в следующих  формах:

  • регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
  • врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
  • санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
  • санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

     Врачебное обследование подразделяется на: первичное, повторное, дополнительное.

     Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

     Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько  соответствуют объем и интенсивность  нагрузки состоянию здоровья, а так  же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

     3. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

     Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

     Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

     Самоконтроль  позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

     Главное же его преимущество состоит в  том, что занимающиеся, осуществляя  повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

     К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

     Объективные показатели

     Рост  - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

     Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

     Окружность  грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

     Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

     Мышечная  сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин - 60-70% веса, для женщин - 45-50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

     Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

     Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

     Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового  нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она  на 5-10 ударов чаще.

     Частота пульса зависит от возраста, положения  тела, уровня физических нагрузок и  др. Во время занятий физическими  упражнениями пульс всегда повышается.

     Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

     Потоотделение зависит не только от нагрузки и  температуры воздуха, но и от состояния  нервной системы.

     При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

     Субъективные  данные

     Настроение  играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

     Но  спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

     Когда человек находится в хорошей  спортивной форме, он совершенно по-иному  воспринимает окружающий мир.

     Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Информация о работе Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом