Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:08, реферат
Ключевые слова: международные отношения, спорт, социальные функции спорта
Одно из важных направлений подготовки специалистов в области международных
отношений – включение в систему образования студентов, обучающихся по специально-
сти «Международные отношения», концепции социокультурных функций международно-
го спорта.
Роль спорта и олимпийского движения в международных отношениях
Ключевые слова: международные отношения, спорт, социальные функции спорта
Одно из важных направлений подготовки специалистов в области международных
отношений – включение
в систему образования
сти «Международные отношения», концепции социокультурных функций международно-
го спорта. В данной статье затрагивается один аспект этой концепции – ставится задача
дать характеристику позитивной роли спорта в международных отношениях [подробнее
об указанной концепции см.: 3, 4].
1. Интегративная
функция спорта в
Для современного спорта характерны многообразные международные спортивные
контакты. В практику международных спортивных контактов прочно вошла система дол-
госрочных двусторонних и многосторонних соглашений, которая помогает придать про-
цессу международной интеграции в сфере спорта управляемый и планируемый характер.
В сфере спорта создана институциональная база международных спортивных контактов:
национальные и международные спортивные федерации, которые руководят развитием
отдельных видов спорта, а также универсальные и специальные организации, объеди-
няющие различные комитеты, федерации, ассоциации и союзы и т.д. Особенно важную
роль в этом плане играет МОК и НОКи, которые имеют значительную дозу суверенности
по отношению к национальным институтам.
Спортивные соревнования и контакты, позволяя народам разных стран лучше позна-
комиться с достижениями культуры и особенностями друг друга, содействуют формиро-
ванию таких общих убеждений, взглядов и образцов поведения, которые вызывают чувст-
во взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодейст-
вию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров.
Спорт оказывает позитивное влияние на формирование и укрепление национального
самосознания, способствует единению наций. Об этом свидетельствует история немецко-
го гимнастического движения, сокольского движения в Чехии и т.д. В соревнованиях
спортсмены демонстрируют не только свои способности, но и способности людей, про-
живающих в определенном районе, городе, стране, а также нации, которую они представ-
ляют. Поэтому их успех в соревнованиях поднимает престиж не только их самих, но и
людей соответствующего района, города, страны, нации и т.д.
Реализации спортом
интегративной функции в
ствуют его коммуникативные возможности. «Язык» спорта понятен всем и способен пе-
ребрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами неза-
висимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов, преодолевать
локальную ограниченность.
2. Миротворческая
функция спорта в
Неоднократно спорт помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и
доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружествен-
ные отношения между разными странами и народами в условиях конфронтации. Направ-
ление спортивных делегаций за рубеж используется для завязывания или укрепления ди-2
пломатических отношений между странами. Классическим примером является вояж в Ки-
тай команды спортсменов США по настольному теннису в 1971 г., явившийся прелюдией
завязывания дипломатических
контактов между этими
предпринята КНР в 1972 г. Для восстановления экономических и дипломатических отно-
шений с Японией китайцы пригласили в турне по Китаю женскую волейбольную команду
Японии. В связи
с этими событиями в
«пинг-понговая», «регбийная», «волейбольная» дипломатия.
Осознание необходимости мира для успешного функционирования и развития спор-
тивной деятельности подталкивает всех тех, кто участвует в спорте и олимпийском дви-
жении, связан с ними, ценит их, к активной борьбе за мир, за мирные способы разрешения
возникающих конфликтов. В период «холодной войны» спортсмены играли активную
роль в рамках развернутого во всем мире движения прогрессивных сил за предотвращение
войны, сохранение мира и жизни на земле.
Наличие в спорте правил позволяет использовать его для воспитания миролюбия,
демонстрируя возможность решения конфликтов на основе соблюдения правил и без при-
менения силы.
3. Символическая
функция спорта в
Со спортом связан комплекс знаковых моделей, смыслов, значений. Особенно важ-
но, что спортивные соревнования демонстрируют возможность и преимущества мирной
модели соперничества. Она противостоит антигуманной форме соперничества, которая
связана с использованием оружия, т.е. войне. В этом смысле спорт выступает как «символ
мира», «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания».
Спортивная модель соперничества представляет собой также символическую модель ми-
ролюбивого значения международной кооперации несмотря на дальнейшее существова-
ние определенных конфликтов, а также символическую модель гуманного разрешения и
ограничения конфликта. Спорт показывает пример разрешения конфликтов бескомпро-
миссным и соревновательным, но мирным путем. Кроме того, в спортивном соперничест-
ве реализуется в определенной форме и степени демократический принцип справедливо-
сти и равенства шансов, что определяет важное значение спорта в реализации широкого
круга ценностей демократии, в борьбе против расизма, ксенофобии, антисемитизма и не-
терпимости. На основе ряда знаков, смыслов и значений современный спорт выполняет
также мифическую функцию [см. 2].
4. Спорт как элемент педагогики культуры мира. В последние годы стала проводить-
ся педагогическая деятельность, направленная на использование огромного потенциала
спорта для воспитания таких качеств личности, адекватных ценностям культуры мира, как
миролюбие, способность мирного разрешения конфликтов, терпимость (толерантность) и
др. [см. 1, 4]. Для воспитания культуры мира важно, чтобы хотя бы в одной из сфер соци-
альной жизни были созданы идеальные образцы этой культуры, ее ценностей. Такие об-
разцы толерантности, взаимного уважения, отказа от насилия и других ценностей культу-
ры мира в символической форме как раз и демонстрирует спорт. Спортивная деятельность
содействует воспитанию поведения, ориентированного на демократические нормы и
принципы, которые занимают важное место в системе ценностей культуры мира. Спорт
учит уважать решения безотносительно к их правильности, только потому, что они при-
нимаются судьями, на которых возложено принимать эти решения. Кроме того, спорт
учит допускать
противодействие и
принцип допускает
существование оппозиционных
няет каждого в прокрустово ложе общего согласия [см. 6]. Особенно значимый вклад в
формирование демократического поведения вносят командные виды спорта. Спортивные
команды включают непосредственный контакт «лицом к лицу», ассоциацию и коопера-
цию. В такой атмосфере легко вырабатывается дух сотрудничества, и индивиды объеди-
няются в единое целое. Тем самым развивается чувство социальной совести, эмпатия, по-
нимание прав и чувств другого [см. 5].3
Выводы
А. На основе развития системы регулярно проводимых международных связей и
контактов современный спорт выполнял и выполняет в настоящее время важную инте-
гративную функцию:
– позволяет народам разных стран лучше узнать, познакомиться с достижениями
культуры и специфическими особенностями друг друга;
– формирует общие убеждения, взгляды и образцы поведения, которые вызывают
чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимо-
действию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров, ло-
кальной ограниченности, объединению непосредственных участников спортивных сорев-
нований и зрителей различных городов, стран, континентов;
– способствует единению, жизнеспособности наций.
Б. Спорт играет важную роль в установлении и стабилизации атмосферы мира,
смягчении и регулировании конфликтов, в укреплении мира и дружбы между народами,
т.е. выполняет миротворческую
функцию в международных
держание этой функции состоит в том, что международные спортивные соревнования:
·позволяют установить контакты между странами, которые находятся в конфликте,
поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения между страна-
ми в условиях общей конфронтации;
·содействуют установлению дружеских отношений и между самими спортсменами;
·могут происходить лишь при наличии мирных отношений между государствами,
что подталкивает спортсменов к активной борьбе за мир.
В. Спорт выполняет символическую и мифическую функции в международных от-
ношениях, демонстрируя комплекс символических моделей:
— мирного («мягкого», «гуманного», «человечного», основанного на этических
принципах) соперничества как «символическое состязание между соперниками», «символ
мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания», «символ сплочен-
ности и единения между людьми», «символический мост для решения конфликтов»;
– диалектического единства сотрудничества и соперничества, миролюбивого значе-
ния кооперации несмотря на наличие конфликтов;
– гуманного разрешения и ограничения конфликтов;
– социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливо-
сти и равенства шансов, которая показывает возможность уничтожения этнического и ра-
сового неравенства;
– справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, гуманных взаим-
ных отношений между соперничающими сторонами (отдельными лицами или группами).
Все эти культурные образцы, смыслы, значения, символические модели, присущие
спорту, имеют гуманистическую направленность и адекватны ценностям культуры мира.
Тем самым они содействуют позитивной роли спорта в международных отношениях.
Г. Повышению этой роли спорта содействует и начатая в последние годы педагоги-
ческая деятельность, направленная на использование огромного потенциала спорта для
формирования и развития культуры мира, для воспитания таких качеств личности, адек-
Информация о работе Роль спорта и олимпийского движения в международных отношениях