Роль олимпийского образования в воспитании молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Содержание

Введение.
Система олимпийского образования.
Формы и методы олимпийского образования.
Выводы.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Олимпийское Образование - реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Центральное место среди них  занимает работа по разъяснению и  пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных  заведениях, и в первую очередь  в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей — «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.

Многие ученые и специалисты  полагают, что для повышения эффективности  работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться  не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.

Общепризнанно, что для разъяснения  и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение  интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев; организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.

К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского движения наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой  работы вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время “олимпийских уроков”, “уроков олимпийских знаний”, “олимпийских часов” с помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и  молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В  ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними олимпийскими играми) “Малые Олимпиады”, “Олимпийские мили” и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи.

Они приобрели и международный  характер. В частности, с 1968 года проводятся Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. — Европейские олимпийские  юношеские дни. В 1998 г. в Москве прошли Всемирные юношеские игры.

Однако традиционная, обычно используемая на практике модель организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная на жесткой конкуренции  участников, всемерном поощрении  небольшой группы победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным и эстетическим ценностям олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует достижению этой цели. К сожалению, это важное обстоятельство часто не учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи.

Отмеченные выше негативные особенности  традиционной модели побуждают ученых и специалистов к поиску и практическому  применению в работе с детьми и  молодежью таких новых моделей  организации и проведения соревнований, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические ценности; не развивают стремления победить любой ценой; не дают повода для насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению и т.д.

Одна из таких моделей под  названием “Спартианские Игры”  в рамках разработанного и практически  реализуемого с 1991 г. проекта под названием «СпАрт» /»SpArt»/ (оно производно от трех английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство).

Выводы

 

Воспитание подрастающего поколения  является одной из стержневых проблем  в современной педагогике. По мнению специалистов (Н. Нисиотис, 1980; Н. Мюллер, 2003; К. Георгиадис, 2007) олимпийское образование может служить эффективным средством решения этой проблемы, что определяет актуальность темы. 
Цель исследования - совершенствование процесса воспитания детей и молодежи путем популяризации олимпийского образования. 
Методы исследований: исторические, социологические, анализ специальной литературы, периодической печати и материалов сети интернет. 
Результаты исследований и их обсуждение. В экономически развитых регионах мира накоплен опыт использования олимпийского образования для воспитания подрастающего поколения. Разрабатываются формы распространения олимпизма в молодежной среде; издаются специальные методические пособия; исследуются воспитательные инновационные проекты. С середины 90-х годов передовые позиции в этом направлении прочно занимает Украина. Сформирована фундаментальная система олимпийского образования населения страны. Под руководством ОАУ олимпийское образование внедряется Украинским и региональными центрами олимпийских исследований и образования в 27 областях Украины. 
Вместе с тем, следует обозначить проблемы, которые ограничивают распространение олимпийского образования среди детей, подростков и молодежи. К основным из них, следует отнести противоречия: между уровнем популярности олимпийского спорта, выдающихся спортсменов и недостаточной их востребованностью в воспитании подрастающего поколения; пропагандой общечеловеческих ценностей, декларируемых фундаментальными принципами и дискредитацией их в практике; очевидными достижениями в популяризации олимпийского образования и неготовностью молодежи к восприятию олимпийских идей. 
Среди основных направлений выхода из сложившейся ситуации можно выделить следующие: 1) совершенствование структуры подготовки специальных кадров (расширением содержания разделов по олимпийскому образованию с акцентом на решении воспитательных задач при работе с молодежью; комплексным использованием в учебном процессе студентов ситуационного моделирования, вариантов практических задач и ролевых игр; закреплением знаний и навыков олимпийского образования для воспитания детей при прохождении школьной и тренерской практик); 2) расширение тематики научных исследований в этом направлении для студентов, магистрантов и аспирантов; 3) организация научных конференций, семинаров и тренингов, направленных на повышение квалификации кадров по использованию олимпийского образования для воспитания детей и молодежи; 4) разработка методических рекомендаций для преподавателей, учителей, тренеров по применению олимпийского образования для воспитания подрастающего поколения. 
 

Литература

 

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130.

5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172.

6. См.: Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: Монография. М.: Анкип, 2009; Столяров Владислав. Концепция олимпийского образования (многолетний опыт разработки и внедрения в практику) // Наука в олимпийском спорте. Междунар. научно-теоретический журнал. 2007. № 2. С. 30–35.


Информация о работе Роль олимпийского образования в воспитании молодежи