Роль юношеского спорта в системе физического воспитания в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Последнее время детско-юношеский спорт в России находится в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением спорта и массового физкультурного движения для оздоровления и консолидации общества.

Работа содержит 1 файл

юнош. спорт.docx

— 22.12 Кб (Скачать)

     Введение

     Последнее время детско-юношеский спорт  в России находится в центре внимания общественности и государства. Это  связано с приоритетным значением  спорта и массового физкультурного движения для оздоровления и консолидации общества.

     В 1935—1936 годах открываются первые спортивные школы в Москве, Ленинграде и других городах СССР, они создаются  и действуют на основе типового положения, утвержденного Центральным Советом  спортивных обществ и организаций  СССР. [2]. К 40-м годам в СССР работали десятки спортивных школ при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦДКА, профсоюзов, а также в системе  образования. В послевоенный период ДЮСШ неоднократно реорганизовывались: передавались из ведения спортивных обществ и профсоюзов в систему  образования и систему органов  по делам физической культуры и спорта и наоборот. Неуклонно росло число  школ олимпийского резерва (СДЮШОР), готовивших юных спортсменов к спорту высших достижений. Расширялся диапазон видов  спорта и отделения по видам спорта, ориентированных не только на олимпийские  виды спорта, но и национальные виды, а также туризм, ориентирование и  иные виды спорта, не включенных в программу  Олимпийских игр. К 1991 году в СССР действовало более 6 тысяч спортшкол.

     После распада Советского Союза система  детско-юношеского спорта в России переживает непростые времена, но сумела сохранить сеть детско-юношеских  спортивных школ, в дополнении к  которым были также созданы клубы  физической подготовки (ДЮКФП).

     В 2005 году в системе образования  и спорта действовало более 5000 ДЮСШ и ДЮКФП, в том числе: в системе  образования 3100 учреждений дополнительного  образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них: 2060 — ДЮСШ, 480 — СДЮШОР

     Роль  юношеского спорта в системе физического  воспитания в современной России

     11 ноября 2011года состоялся «круглый стол» на тему «Развитие детского и юношеского спорта в России». В рамках встречи поднимались наиболее актуальные проблемы развития детского и юношеского спорта в рамках реализации программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Это вопросы, связанные с увеличением числа детей и подростков, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, строительство и сертификация современных спортивных объектов, формирование системы подготовки профессионального тренерского состава и будущих атлетов для сборных команд страны и другие.

     Комментируя состояние и перспективы детско-юношеского спорта в современной России, отметили, что нужно определиться со статусом детско-юношеского спорта, с тем, кому все-таки должны быть подведомственны эти учреждения, кто отвечает за их развитие. Если относить детско-юношеский спорт к дополнительному образованию, это создает определенные сложности. Есть две приоритетные задачи детского и юношеского спорта, которые очень важно решать параллельно: оздоровление детей и подготовка спортивного резерва для национальных сборных. На сегодняшний день в России в средних общеобразовательных школах учится 13 млн. детей. Опорой массового спорта у нас всегда была школа, где сегодня необходимо проводить качественные уроки физкультуры, вести спортивные секции.

     Еще одна важная тема, которая требует  пристального внимания, развитие детского параолимпийского спорта. Физическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня мало кто занимается, нам не хватает тренеров, которые могли бы работать с этими детьми. Реализация программы в последние четыре года помогла развитию спортивной инфраструктуры большинства российских регионов, но существует проблема эффективного использования новых спортивных сооружений в дальнейшем». На это, в частности, направлена работа Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ по определению базовых видов спорта, закрепленных за каждым из субъектов Российской Федерации. «С 2011 года из федерального бюджета будут выделяться субсидии на развитие базовых видов спорта в регионах, а также занятия ими детей и молодежи на базе детско-юношеских спортивных школ», - добавила она.  Развитие массовой физической культуры и спорта – приоритетное направление деятельности и Министерства образования и науки РФ. Также требуется создать сквозную систему физического воспитания детей, чтобы обеспечить нормальную двигательную активность для подрастающего поколения». Самокатов считает, что это необходимо делать «через обязательные уроки физической культуры, проведение внеклассной работы по интересам и спортивных мероприятий для учащихся». «Одна из задач – сделать так, чтобы занятия физкультурой и спортом стали модными среди молодежи», - подчеркнул он.

     На  «круглом столе» обсуждалась и тема равных стартовых возможностей реализации в спорте для российских детей. Участники  дискуссии пришли к мнению, что  для этого в России должны активно  развиваться спортивные секции, кружки и общества. «За формулировкой  «детско-юношеский спорт» стоит будущее России» , что сейчас сделаем для спорта, зависит то, какими крепкими, толковыми и счастливыми будут наши дети».

     Резюмируя, участники мероприятия признали, что первоочередной задачей для  развития детско-юношеского спорта в  России должны стать массовость и  доступность спортивной инфраструктуры для занятий спортом. Детско-юношеский спорт и его развитие  в рамках всероссийского спортивного форума «Россия - спортивная держава» были проведены Всероссийская конференция представителей спортивных школ «Состояние и перспективы развития детско-юношеского спорта в России» и Круглый стол на тему «Детско-юношеский спорт и его развитие».

     Участники конференции и круглого стола  считают, что формирование здорового  образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через  систему развития детско-юношеского спорта, а так же повышение эффективности  подготовки спортивного резерва  для сборных команд России следует  рассматривать в ряду национальных приоритетов.

     Обсудив основные проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие системы детско-юношеского спорта в стране участники всероссийского спортивного форума «Россия - спортивная держава» внесли ряд конструктивных предложений, направленных на ускоренное развитие детско-юношеского спорта, совершенствование  системы подготовки спортивного  резерва, повышение эффективности  деятельности спортивных школ различных  типов и видов.

     В настоящее время необходимо:

     Привести  в соответствие с современными реалиями жизни нормативно- правовое обеспечение развития детско-юношеского спорта путем решения следующих задач:

        - закрепить на законодательном  уровне основные положения развития  детско-юношеского спорта и системы  подготовки спортивного резерва  в Российской Федерации, установить  правовой статус учреждений спортивной  подготовки, их права и обязанности,  принципы их функционирования  и взаимоотношений со спортсменами;

        - внести изменения и дополнения  в федеральный закон «О физической  культуре и спорте в Российской  Федерации» касающиеся конкретизации  ответственности за подготовку  резерва спортивных сборных команд  страны, как на уровне федеральных  органов управления, так и в  субъектах Российской Федерации; 

        - внести дополнения в статьи, регулирующие взаимоотношения в  системе подготовки спортивного  резерва, усилив роль общественно-государственных  объединений различных организационно-правовых  форм и училищ олимпийского  резерва; 

        - отменить или ввести ограничения  в действие федерального закона  № 94-ФЗ в части закупок товаров  и услуг для одаренных детей,  проходящих подготовку в государственных  и муниципальных учреждениях  физической культуры и спорта;

        - разработать систему льгот для  организаций, обеспечивающих материальную  поддержку учреждениям, работающим  в сфере детско-юношеского спорта.

       Разработать концепцию и программу  развития системы детско-юношеского  спорта и подготовки спортивного  резерва. 

     Рассмотреть вопрос о лицензировании деятельности ДЮСШ и СДЮШОР. Облегчить условия  получения лицензий для ДЮСШ, имеющих  отделения, работающие на арендуемых в  других организациях спортивных базах.

     Разработать необходимые нормативно-правовые документы  для ДЮСШ, СДЮШОР и УОР:

       -   -типовое положение об училищах (техникумах, колледжах) олимпийского резерва;

       -   -типовое положение о ДЮСШ и СДЮШОР;

       -   -типовое положение о центрах образования спортивного профиля, а также другие нормативные документы, регламентирующие деятельность ДЮСШ и СДЮШОР, в том числе критерии оценки качества работы тренерско-преподавательского состава спортивных школ с учетом целевой направленности учебно-тренировочного процесса на разных этапах многолетней спортивной подготовки.

     Рассмотреть возможность разработки федерального норматива на содержание одного спортсмена в ДЮСШ и СДЮШОР и УОР.

     Разработать комплекс мер по совершенствованию  материального обеспечения учреждений спортивной подготовки, включая оснащение  инвентарем, оборудованием, питанием на основе современных научно-обоснованных нормативов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сегодня необходимо совершенствование структуры, содержания, нормативно-правовой базы детско-юношеского спорта, наращивание  хозяйственно-экономического потенциала, информационного обеспечения, социальной поддержки работников данной сферы, популяризация спорта среди подрастающих поколений, пропаганда занятий спортом  и здорового образа жизни в  СМИ, моральное и материальное стимулирование активно занимающихся спортом.

     Важную  роль в диагностике, налаживании "обратной связи" с юными спортсменами, сопровождении  и решении спортивных проблем  играет мониторинговое сопровождение  детско-юношеского спорта. Социологические  опросы жителей Различных регионов России и юных спортсменов, их тренеров, родителей, педагогической общественности позволяют выявлять динамику настроений, мнений, оценок по отношению к спортивным проблемам, корректировать механизм реализации намеченных планов спортивной работы с детьми, подростками и молодежью.

     Становление системы поддержки здорового  образа жизни молодежи - реальный путь защиты ее здоровья. Кроме того, развитие физической культуры и спорта является составной частью развития молодежного  движения.

     Необходимость сохранения и укрепления лучших традиций физкультурно-оздоровительной и  спортивной работы в Москве очевидна, и сегодня необходимо усиливать  работу по месту жительства детей  и молодежи, укреплять материальную базу - хоккейные корты, дворовые спортивные площадки. Не ограничиваться сдачей спортивного  объекта местного значения в действие, а регулярно проводить рейды  готовности дворовых спортсооружений  к зимнему и летнему сезону, контролировать их использование по назначению.

     Список  использованной литературы

     1.    Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

     2.    Карпухин О.И. Самооценка молодежи  как индикатор ее социокультурной  идентификации. // Социологические исследования. № 12, 1998.

     3.    Психология масс. Хрестоматия. –  Самара, 1998.

     4.    Пульс. Информационно-аналитический  сборник. - № 12 (696). – 2002.

     5.    Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи. // Социологические исследования. № 1, 2002.

     6.    Суслова Л. Диагноз – телемолодежь. // Учительская газета. - № 18. – 30 апреля 2002.

     7.    Теория и методики физического  воспитания: Учеб. Для студентов  фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по специальности «Физ. Культура»/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

     8.    Физическая культура: Учебное пособие  / под ред. В.А. Коваленко. –  М.: Изд-во АСВ, 2000.

Информация о работе Роль юношеского спорта в системе физического воспитания в современной России