Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:01, реферат
Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.
Роль физической культуры выходит за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов.
Введение
1 Социальное значение физической культуры
2 Состояние человеческого ресурса в России и необходимость
повышения социальной роли физической культуры и спорта
3 Создание условий для развития физической культуры и спорта среди
различных категорий населения
3.1 Дети, подростки и молодежь
3.2 Трудящиеся
3.3 Допризывная молодежь и военнослужащие
3.4 Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем
Заключение
Список используемой литературы
Прежде всего необходимо полюбить спорт и продолжить им заниматься, когда школы и вузы будут закончены.
Будет дополнена и существующая
программа строительства
Развитие спорта в стране
предусматривает два этапа: 2009-2015
годы и 2016-2020 годы. Так, на втором этапе
планируется продление действия
федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2015 годы" и ее подпрограммы
"Развитие футбола в Российской Федерации
на 2008-2015 годы" до 2020 года.
В цели Стратегии также входит победа
сборной России в неофициальном общекомандном
зачете на XXII Олимпийских зимних играх
2014 года в Сочи, вхождение в тройку призеров
на играх Олимпиад и Олимпийских зимних
играх.
Реализация Стратегии позволит привлечь приобщить к здоровому образу жизни большинство населения страны, что "...В конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации».
В стране должна быть создана
эффективная система
Проблему формирования здорового
образа жизни надо рассматривать
комплексно, решать программными методами
на федеральном уровне, силами многих
министерств и ведомств, согласовывая
с приоритетами и целями социально-экономического
развития Российской Федерации, направлениями
структурной научно-технической политики,
прогнозами развития общегосударственных
потребностей и финансовых ресурсов, а
также результатами анализа экономического,
социального и экологического состояния
страны.
Необходимо сохранить и восстановить
лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного
движения, продолжить поиск новых высокоэффективных
физкультурно-оздоровительных и спортивных
технологий, направленных на максимальное
вовлечение всех слоев населения в активные
занятия физической культурой и спортом.
Необходимо стимулировать
поиск и внедрение новых
Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан3.
3.1 Дети, подростки и молодежь
Приоритет во всей работе, связанной
с развитием физкультурно-
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
- внедрение новых эффективных форм организации занятий;
- создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
- массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.
Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.
Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде.
Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг.
Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.
По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.
3.2 Трудящиеся
В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.
Для решения этих проблем необходимо:
- проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
- включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
- обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры;
- принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
-создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры;
- формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни4.
3.3 Допризывная молодежь и военнослужащие
В условиях реформирования
Вооруженных сил и правоохранительных
органов России первостепенное значение
приобретает уровень общефизической,
профессионально-прикладной и спортивной
подготовки личного состава, который должен
соответствовать подготовленности спортсменов
высокого класса.
Однако результаты контрольных проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка личного состава Вооруженных сил не соответствует предъявляемым требованиям, что во многом обусловлено низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава органов безопасности и правопорядка). Исходя из этого, актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры. Должна быть восстановлена работа спортивных, спортивно-технических и спортивно-оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением5.
В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:
- увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
- проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;
- разработку специализированных нормативов физической подготовленности;
- разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи.
Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:
- увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку;
- разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки;
- создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;
- при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;
- рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки.
3.4 Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем
Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9). Основные направления в этой работе:
- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
- открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
- разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
- подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
- разработка и издание специализированных методик и программ;
- подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм.
Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.
Лица старшего возраста.
Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в общество. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере.