Роль физических упражнений в совершенствовании личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной коммуникабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:10, доклад

Описание работы

Учебная деятельность студентов юридического факультета относится к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей средств специальной физической подготовки, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительно-моторными реакциями), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и развитием социально-психологических качеств. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения.

Работа содержит 1 файл

Реферат по физре.docx

— 30.72 Кб (Скачать)

Роль физических упражнений в совершенствовании

личностных качеств,  обеспечивающих эффективность

профессиональной коммуникабельности юристов.

Содержание профессионально прикладной физической подготовки (ППФП) каждого  ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями.

Учебная деятельность студентов юридического факультета относится к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей средств специальной физической подготовки, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительно-моторными реакциями), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и развитием социально-психологических качеств. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения.

 

При изучении общеобразовательных  дисциплин на младших курсах характер учебного труда студентов примерно одинаков. На старших курсах наблюдается  преобладание специальных дисциплин  над общеобразовательными, что определенным образом дифференцирует студентов по характеру учебного труда в соответствии с изучаемой специальностью.

 

У специалистов уголовного права увеличивается  нагрузка на зрительный анализатор (острота  зрения, глазомер, зрительно-моторные реакции), общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка. У выпускников гражданского права  большая нагрузка ложится на свойства памяти (зрительная, слуховая, двигательная), внимание (концентрация, переключение, объём). Специалистам в области государственного права характерно развитие познавательных функций мозга, устойчивость сердечно-сосудистых, нервных и функциональных систем. Значительно возрастает доля интеллектуального труда. Однако, различия в характере учебного труда студентов разных специальностей имеют тенденцию к сглаживанию, т.к. учебным процессом предусмотрено постоянное повышение объема программирования и непосредственной работы с компьютером для студентов всех специальностей. Поэтому правильнее говорить не столько о различиях между специальностями, сколько о преобладании той или иной доли труда (интеллектуальной, социально-психологической, сенсорной) в разные периоды овладения одной и той же специальностью. Эффективность учебной работы студентов в значительной мере зависит от уровня общей (в том числе и умственной) работоспособности, быстроты и гибкости мышления, особенностей внимания (объема, концентрации и устойчивости, переключения и распределения), долговременной и оперативной памяти, работоспособности зрительного анализатора. Внешние условия, сопровождающие учебный процесс, изменяют уровень перечисленных выше качеств, как правило, в худшую сторону и соответственно снижают эффективность обучения. Так, например, вынужденная однообразная рабочая поза студентов способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.

 

Постоянная нагрузка зрительного  анализатора особенно при условии  недостаточной тренированности  мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции  зрения.

 

Неоднократные нервно-эмоциональные  нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов: повышенная температура, ухудшение  газового состава воздуха в учебных  аудиториях за счет сдвига в сторону  повышения содержания углекислоты  и т.д.

 

Исходя из сказанного, программа  ППФП составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное  воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально  важные качества студентов.

 

Развитие личностных качеств человека, происходит как в ходе самой деятельности, так и при подготовке к ней.

 

Одним из наиболее эффективных средств  формирования личностных качеств, которые  способствуют взаимоотношению в  конфликтных ситуациях, являются физические упражнения. Целенаправленное использование  физических упражнений предполагает, что «развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его  личностных качеств, более того определяется ими» (Ю. М. Николаев).

 

Следовательно, процесс физического  воспитания необходимо организовать так, чтобы сопряжено   решались задачи развития личностных и двигательных качеств у будущих специалистов с высшим образованием и,   в  частности будущих юристов.

 

Значение физических упражнений для  развития личностных качеств человека исследуется в различных областях науки: философии, психологии, теории физической культуры.

 

Н. О. Лосский подчеркивает, что для формирования личности равное место с сообщением теоретических сведений из различных областей наук должны занимать физические упражнения.

 

К. Ясперс в своей работе «Смысл и назначение истории» указывает на социолизирующую функцию занятий физическими упражнениями, если они проходят в игровой форме: «В правилах игры заключена форма, которая учит и в действительной борьбе придерживаться правил, облегчающих общественное существование». То есть, человек приобщается к опыту общения со своими партнерами, соперниками и переносит его с занятий физическими упражнениями на профессиональную деятельность.

 

Т. Карлейль в произведении «Теперь и прежде» более определенно говорит о возможности сопряженно решать задачи по развитию двигательных качеств и приобретать умения по управлению другими людьми: «Играми, требующими ловкости и силы, мальчик, состязаясь с другими, учится совместной деятельности, мирной или воинственной, готовится быть правителем либо управляемым».

 

Физкультурная деятельность, главным  отличием которой является использование  движений для достижения потребностей, может рассматриваться как вид  деятельности. Концепция А. Н. Леонтьева  позволяет рассматривать общение  как определенную сторону деятельности, оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. Сама деятельность может  рассматриваться как условие  общения.

 

Трудовая и физкультурная активность человека есть различные виды деятельности. Следовательно, и в том и в  другом случае, человек вынужден вступать в межличностное общение, решая  в одном случае профессиональные, а в другом игровые проблемы. Таким  образом, влияя на содержательный аспект занятий физическими упражнениями, мы можем через общение, которое  возникает в процессе этой деятельности, совершенствовать и одновременно выявлять те качества личности, которые определяют эффективность межличностного общения в сложных, стрессовых ситуациях.

 

Многие отечественные и зарубежные ученые подчеркивали в своих работах  исключительные возможности, которые  предоставляет физическая культура для развития познавательных процессов, совершенствования навыков оперативного отбора, анализа, синтеза информации, повышения скорости переработки  информации.

 

Концепции С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева  были положены в основу исследований А. Ц. Пуни, который выявил возможности спортивной деятельности для совершенствования таких качеств воли как настойчивость, решительность, самообладание.

 

Качества воли, формируясь на занятиях физическими упражнениями и становясь  общими чертами характера, могут  быть перенесены и на профессиональную деятельность (В. Г. Норакидзе).

 

«Эмоциональный тонус» спортивной деятельности, по мнению П. А. Рудика, позволяет совершенствовать личностные качества человека на фоне стенических и астенических эмоций. В ходе спортивной деятельности возникают взаимоотношения между людьми: доброжелательные или антагонистические, партнерские или построенные на конкуренции, связанные с решением определенной проблемы, либо возникающие на ее основе.

 

Следовательно, акцентируя внимание занимающихся не только на двигательных действиях, но и на взаимоотношениях, которые возникают в процессе их выполнения, можно существенно  расширить возможности физической культуры в плане формирования готовности к межличностному общению.

 

В теории физической культуры связь  физического, умственного, нравственного  воспитания подчеркивается в работах  Ж.К. Холодова, говоря о связи физического и умственного воспитания он подмечает, что: «Мышление и двигательные действия идут нога в ногу». Ряд экспериментальных исследований доказывают правомерность этих утверждений. Так, в исследовании А. М. Дутова доказывается развитие в ходе использования физических упражнений объема, концентрации, переключения и распределения внимания. Следовательно, занятия физическими упражнениями предоставляют широкие возможности для совершенствования личности человека, профессионально важных качеств, определяющих эффективность межличностного общения в конфликтных ситуациях.

 

Такие разнообразные возможности  для развития личности человека занятия  физическими упражнениями предоставляют  во многом потому, что их основу может  составлять «определенным образом  упорядоченная игровая деятельность в соответствии с образным или  условным сюжетом, в котором предусматривается  достижение определенной цели многими  дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации» (Ю. Ф. Курамшин, 1991).

 

Главным достоинством игры можно считать  ее связь с профессиональной деятельностью. Через содержательный аспект игровых  ситуаций, можно влиять на качества личности человека, которые определяют эффективность его деятельности в аналогичных ситуациях избранной  профессии.

 

При повторении одних и тех же ситуаций у человека формируется  направленность на определенное поведение  в каждой из них. Такую направленность личности принято называть установкой.

 

 В отечественной психологии понятие «установка» связано с исследованиями Д. Н. Узнадзе, который определил ее как: «состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит и условий, в которых он их решает».

 

Особенностью профессиональной деятельности юриста и является способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации и воплощать его, используя  многовариантную систему воздействия  на окружающих.

 

Следовательно, необходимо выявить  типичные конфликтные ситуации в  деятельности юриста государственной  службы, определить причины их возникновения  и воспроизводить их на занятиях физическими  упражнениями, с целью создания готовности к эффективной профессиональной деятельности.

 

Рассмотрим более подробно моделирование  конфликтных ситуаций в ходе подвижных  и спортивных игр.

 

Во-первых, мотив деятельности в  спортивных и подвижных играх  связан с естественным стремлением  помериться силами, ощущением чувства  радости от победы и увлечения  борьбой, удовлетворением от возможности  и умения разгадать планы соперника, продиктовать ему свою волю. Из мотива деятельности вытекает то, что в  ходе занятий физическими упражнениями мы сталкиваемся с реальными ссорами, спорами, противоположно направленными  целями игроков различных команд, их не надо инсценировать. Следовательно, уровень эмоционального возбуждения  во время занятий физическими  упражнениями в игровой форме  достаточно высок.

 

Во-вторых, для возникновения эмоционального возбуждения необходим не только мотив деятельности в конфликтной  ситуации, но также факторы самой  конфликтной ситуации, которые отличают ее от обычной. Это, прежде всего, лимит времени на принятие решения, а также внезапность возникновения ситуации. И в том, и в другом факторе преимущество можно отдать подвижным и спортивным играм.

 

В-третьих, групповой характер деятельности во время игр дает возможность  осуществлять коллективные взаимоотношения, взаимодействия. В ходе осуществления  совместной деятельности возникает  единая для всех цель, мотивация. Так  как совместной деятельностью необходимо управлять, то возникает распределение  ролей, игровых действий. При этом роли на занятиях физическими упражнениями не надо специально придумывать, они  даны в готовом виде и обусловлены  правилами спортивных, подвижных  игр, социальными нормами.

 

 Такую обусловленность имеет,  например, роль капитана, судьи и  т.п. При этом роль представляет  собой комплекс действий, которые  вменяются в обязанность тому  человеку, который ее исполняет.  Меняя на занятиях физическими  упражнениями людей, которые,  например, исполняют роль спортивного  судьи, мы, тем самым, осуществляем  смену обязанностей и даем  каждому участнику игры возможность  столкнуться с ситуацией, где  от его решения зависит успех  или проигрыш команды.

 

В-четвертых, после окончания игры можно осуществлять анализ и самоанализ действий участников. Безусловно, в  этом компоненте в ходе ролевых игр  имеются более существенные возможности, чем на занятиях физическими упражнениями. Однако даже здесь опыт игровых взаимоотношений, будучи проанализирован, дает возможность  раскрыть многие причины возникновения конфликтов в профессиональной деятельности, направить деятельность занимающихся на их устранение.

 

В данном реферате были рассмотрены возможности физических упражнений в плане формирования профессиональных умений и навыков у будущих юристов посредством специальных ситуационных заданий на занятиях физической культурой.

 

Список литературы:

  1. Деркач А.А., А.А. Исаев. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. - 238 с.
  2. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
  3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.
  4. Абзалов Р. А., Ярулин Р. X. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7. - С. 14—15.
  5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - С. 227.
  6. Шупейко М. Н. Исследование динамики физической подготовленности и психических качеств студентов (по материалам об следования студентов Ленинградского политехнического института): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1970. - С. 14.
  7. Карлейль Т. Теперь и прежде/Сост., подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. — М.: Республика, 1994. — С. 311.

Информация о работе Роль физических упражнений в совершенствовании личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной коммуникабельности