Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, реферат
Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий.
РУКОПАШНЫЙ БОЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
Секта Чань (яп.Дзен), послужила новым толчком в развитии искусства самообороны. Основателем нового течении в Буддизме - Чань ,буддизма, являлся индийский монах-миссионер Бодхидхарма (VI век). Свою деятельность в монастыре Шаолинь легендарный патриарх Чань-буддизма начал с обучения монахов искусству боевого единоборства, совмещая занятия по рукопашному бою со специальной психотехникой Чань.
Одним из основных методов буддийской практики психической саморегуляции была, так называемая, медитация (санскр.дхьяна, кит. чань-на, чань), поэтому и в чань-буддизме она стала одним из главных методов психической тренировки и саморегуляции. Следует отметить, что используя практику психической регуляции в процессе занятий единоборствами, монахи и воины опирались на традиции, сформировавшиеся еще в период раннего буддизма, предписывающие в процессе обучении не только подчинять, воспитывать и развивать волю человека или другие психические функции, но и управлять. Также как и даосы, занимающиеся по методу Чань считали, что самая сильная привязанность, которая пробуждает у людей наиболее острые эмоции является их привязанность к жизни. Именно по этой причине ими развивались такие формы военно-прикладного искусства , посредством которых тестировалось психическое состояние человека. Занятии боевыми единоборствами являлись прекрасным средством психической тренировки. Сам факт, что в поединке бойцу грозит реальная смерть, способствовал закалке воинов "изнутри". Так как возникающее чувство страха в таких условиях могло полностью парализовать все действия воина, то ситуация боевого единоборства, в которых не исключался смертельный исход расценивались как особенно благоприятные для тренировки невозмутимости и отстраненности. В таких ситуациях возбуждались многочисленные эмоции, к которым необходимо было практиковать бесстрастность или, использовать для повышения психофизиологической активности применительно к условиям боя. Так, например,внешне нужно было уметь демонстрировать ярость, ожесточенность, неистовость и т.д., а внутренне сохранять полное спокойствие. Таким образом уже в начале средних веков в Китае одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла психологическая подготовка К этому периоду в Китае появляется большое количество различных школ и направлений боевых единоборств,продолжается процесс их дальнейшего развития и совершенствования.
Приблизительно на рубеже, начиная от ХV до ХVII столетий, они окончательно складываются в систему ушу. Тогда же выделяются наиболее известные направления. По географическому положению они делятся на северную и южную школы. Стилевые особенности заключались в том, что на севере больше внимания уделялось технике ног (в поединке преобладали удары ногами, в том числе в прыжках;) на юге же преимущество отдавалось ударам руками.Кроме этого, и в той и в другой части страны практиковались владение холодным оружием и подручными средствами. Это были копья, мечи, ножи, палки, обыкновенные посохи, могли также употребляться мотыги, цепи, костыли и т.д. В умелых руках любой предмет превращался в мощное средство защиты. Рукопашный бой в Китае в период средних веков сформировался, как целостная система физического ипсихического совершенствования. Причем рукопашный бой рассматривался, как великолепная система психологической подготовки воина.
Аналогичным образом, развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме и других со предельных странах этого региона. В Японии -это - каратэ, дзю-дзютцу, айкидо, дзю-до. Кроме этого в Японии существовали клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская система подготовки. В Корее было распространено хапкидо и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао. В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского ушу, отражающие национальные особенности.
Секреты воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. В них входило обучение фехтованию, владению копьем, стрельбе из лука, вольтижировка, владение кистенем, рогатиной, железной палицей, палкой, шестом, багром и подручными видами оружия, а также включалась самооборона без оружия. Однако характерной особенностью рукопашного боя Японии, как и в Китае, являлся психофизический тренинг. Немаловажную роль сыграл Дзэн-Буддизм, включавший в свою практику дыхательные и медитативныеупражнения. Целью психофизического тренинга в системе подготовки самураев, ниндзя и ямабуси являлось обретение психической способности адаптироваться к любой экстремальной ситуации.
Следует отметить, что в конце средних веков, около XVII столетия на американском континенте возникает интересный вид боевого единоборства - капоэйра. История развития капоэйра связана с колониальным периодом в Бразилии. Чернокожие рабы, доставлявшиеся с восточного побережья Африки, привезли в Бразилию свои ритмы и культовые танцы.Маскируясь под исполнение африканских воинственных танцев невольники разрабатывали приемы защиты и нападения безоружного против, вооруженного противника. В технике капоэйра особое внимание уделялось ловкости и координации движений, практиковались удары в прыжках, переворотах, кульбитах и даже сальто. Кроме этого использовались передвижение в стойке на руках и в нанесении ударов ногами из таких положений. В настоящее время капоэйра входит в программу физической подготовки в армии Бразилии.
В
период средних веков на Руси элементы
единоборств и некоторые
В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.
Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.
Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы. Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу. Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по- разному (у владимирцев -кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское, и вятское. Примером ратного искусства и силы духа на Руси, также был период правления Святослава - 968 г. На Руси слагались народные эпические песни о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек",свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность.
Русь провела 2/3 времени своего существования в войнах. Что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. Богатырство на Руси доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывалась на укладе жизни и в воспитании россов. На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо , умирая с радостью и улыбкой на лице. Не было искусственной, как на Востоке подготовки к смерти, которая на протяжении всей жизни держит человека в страхе. На Руси готовились к смерти, как к другой неземной жизни и погибнуть за отечество и за други своя считалось великой честью.
Примерно к середине 1 тысячелетия нашей эры в Индии зарождается тайное учение тантризма. Оно было запечатлено в текстах (тантрах), впоследствии попавших в Тибет и Китай. Наряду с философско-религиозными и космогоническими построениями, учение развивало различные тайные действия, в том числе и рукопашный бой кланового характера. Дошедшие до нас из буддийской иконографии этого теоретического учения мудры (жесты) представляют многие известные блоки (защиты) используемые в дальневосточных единоборствах.
Но более важное значение их заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости, мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Тантрический буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела), наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную прикладную разновидность йоги.
Поколения монахов-воинов приобщались к этому эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу эзотеричности и кланового характера, к сожалению мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу-Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки".
В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубокопродуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в развитие теоретической и практической базы воинских искусств.
Развивая воинские искусства даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа -короткой палки с поперечной рукоятью).
Эффект
действий на точки был связан с
биологически активными центрами человеческого
организма, воздействие на которые
в зависимости от силы тычка и
биологической активности центра на
данный момент времени могло привести
к серьезным травмам и
Главная привязанность человека, говорили даосы - это привязанность к жизни, поэтому боязнь умереть держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао - цзы "Дао дэ-цзин" говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти".
В период 190-265 г.г. в Китае медиком Хуа То создаЈтся гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля. Движения, которые разработал Хуа То, заключались в прыжках, раскачивании, наклонах, вращении, а также в сознательной регуляции напряжения мышц и дыхания.
Однако квинтэссенцией "даосской Йоги", получившей самое широкое распространение в области воинских искусств, стало "учение о деятельности ци" (ци гун). Как универсальный метод психофизического тренинга ци-гун во всех своих проявлениях преследовал одну цель - постоянно аккумулировать в организме биоэнергию ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов.
Немного позднее в VI веке в Китае, а затем и Японии начинает распространяться секта Чань (япон. - Дзен), которая, призывая к укреплению тела и духа, развивала систему психофизического тренинга восточных боевых искусств. Искусство концентрации, мобилизации воли и жизненной энергии, разработанное вначале теоретиками "даосской йоги борьбы", а затем и патриархами Чань, стало незаменимым