Различные методы закаливания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.

Содержание

Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Закаливание воздухом
3. Закаливание водой
4. Закаливание солнцем
5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по физре 1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     При закаливании водой требуется  строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.

     Так же как и воздухом, закаливание  водой вне помещения начинают летом: теплая вода предохраняет еще  не окрепший организм от охлаждения, и  продолжают систематически в течение  всего года. Закаливание водой проводят на улице в хорошо защищенных от ветра местах, а в холодное время года и в ветреную погоду летом только в помещении с температурой воздуха не ниже 19— 20°С. Важно не допустить охлаждения ребенка перед процедурой.

     Обтирания начинают, когда ребенку исполнится 6 мес. Эта довольно нежная и наиболее простая водная процедура также требует постепенности в снижении температуры воды. До обтирания водой в течение 7 - 10 дней делают растирания рукавичкой из фланели рук и ног ребенка по направлению к сердцу, затем шеи, груди, живого и поверхности тела сзади.

     Обтирания следует проводить как в летнее, так и зимнее время. Лучше это  делать после ночного сна, когда  тело ребенка еще теплое. Обтирание  делают куском фланели, рукавичкой, специально сшитой из специальной ткани или концом хорошо выстиранного полотенца, намоченным и хорошо выжатым. Обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь и спину. После этого малыша завертывают в простынку и насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

     Общее обливание и душ – более  сильные закаливающие процедуры. Обливания  начинают с годовалого возраста, а  душ в виде ежедневной процедуры  закаливания – не раньше полутора лет. Если обливания или душ проводят в холодную пору, ребенка приучают к ним постепенно.

     Купание — одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы купание не принесло вреда, приступать к нему можно после  того, как ребенка уже несколько раз обливали водой или он принимал душ.Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего возраста, т. е. тогда, когда ребенок достаточно хорошо ходит. Течение должно быть медленным, дно песчаным, а глубина такой, чтобы вода доходила приблизительно до колен. Нельзя купаться в загрязненных водоемах, вблизи мест водопоя скота.

     Проводя с раннего возраста разумное и  систематическое закаливание организма  ребенка, родители должны по всем неясным  вопросам консультироваться с врачом и всегда следовать его советам.

     4.Закаливание солнцем

     Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и  тепловых лучей помогает закаливанию  организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен  веществ. Кожа лучше противостоит внешним  вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита.

     Нельзя  забывать, что солнечные ванны  — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом использовании  принести вред, в частности вызвать перегревание, что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Поэтому недопустимо даже малейшее перегревание, ибо оно вызывает головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головные боли, повышенную раздражительность, сердцебиение, снижение массы тела, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 40°С. Длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.

     Солнечные ванны детям нельзя проводить  так, как это рекомендуется взрослым. Дети до года в летнее время должны находиться в «кружевной тени» деревьев. Дети старше года принимают солнечные  ванны во время игры. В первые дни продолжительность их не должна превышать 5—6 мин. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10 мин. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.

     При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении

     В ДДУ имеется достаточный опыт нетрадиционного и контрастного закаливания детей раннего возраста. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, душ. Комплекс довольно несложных действий и процедур для наиболее эффективного закаливания организма сводится к следующему:

      Методика закаливания организма  детей:

      Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания  холодной водой, с последующим растиранием  до покраснения кожи. Это споласкивание  ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его  делают по утрам после разогрева организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.

      Однако, как не обидно, но приобретенная  устойчивость организма к охлаждению постепенно исчезает примерно через неделю, если её не подкреплять постоянными тренировками. А за летний период, вся приобретенная зимой устойчивость организма к холоду полностью исчезает. Это обусловлено тем, что наш организм не обладает памятью к защите от холода, как к инфекционным детским заболеваниям, которые болеют лишь однажды, а иммунитет к ним сохраняется пожизненно. Поэтому процедуры лучше поводить круглогодично.

      1). Наиболее распространенным методом,  применяемым у детей, является  контрастное обливание ног.

      Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен  веществ, настроение и сон.

     Вариант №1.

     Ставят  два таза так, чтобы вода покрывала  ноги до середины голени. В одном  тазу вода с температурой 38° С, а в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.

     Вариант №2.

     С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает  комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после  гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.

     Можно постепенно переходить от споласкивания  подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим  обливаниям холодной водой с последующим  растиранием полотенцем.

     Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).

     Особенности:

     - постепенное снижение температуры  воды;

     - летом процедуру проводить на  улице;

     - после обливания, умывания кожу  насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.

     2). Закаливание воздухом

     Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и  потницы, при плохом аппетите.

     Особенности:

     -систематически, ежедневно проветривать помещение;

     -ежедневные  активные прогулки на свежем  воздухе (игры, санки) в защищённом  от ветра и пыли месте;

      -постепенное увеличение продолжительности  воздушных ванн.

     Противопоказания:

     Ослабленные и лихорадящие дети.

     3). Закаливание солнцем.

     Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.

     Особенности:

     -не  допускать перегревания! Защищённость  головы ребёнка (косынка, панама)

     - продолжительность солнечных ванн  в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.

     Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.

     Поэтапные оздоровительные мероприятия с  элементами нетрадиционных способов закаливания.

     1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом  на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.

     2 этап: Занятия в спортзале. Форма  одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.

     3этап: Обливание ног холодной водой  на массажных ковриках. Сначала  ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.

     4 этап: Когда дети освоили все  предыдущие этапы, в зимнее  время 3 этап меняется. После занятий  в спортзале: дети бегают босиком  по снегу, обливание холодной  водой на улице, затем в помещении мытьё ног водой комнатной температуры и обтирание. В летнее время так - же обливание водой на улице. Питьё: либо «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.

     При проведении закаливающих процедур следует  руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность  и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.

     Эти методы закаливания особенно полезны  детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.

     Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Заключение

             В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.

Информация о работе Различные методы закаливания