Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в Самбо

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Психотехнические игры направлены на создание игровой ситуации, которая имитирует какую - либо сферу жизни человека. Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание.
Почти каждая из психотехнических игр в чем-то – миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного решения – всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов.

Работа содержит 1 файл

2_rabota (2).docx

— 23.28 Кб (Скачать)

НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

 

 

 

 

Психотехнические игры и  упражнения при работе с юными спортсменами в Самбо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

Введение

Психотехнические игры направлены на создание игровой ситуации, которая имитирует какую - либо сферу жизни человека. Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание.

Почти каждая из психотехнических игр в чем-то – миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного решения – всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов.

Работа с психотехническими упражнениями – хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию.

Не смотря на то, что борьба самбо является индивидуальным видом спорта, и во время соревновательной схватки спортсмен может положиться исключительно на свои силы и способности, тренировочный занятия, как правило, проходят среди одной и той же группы детей.

Давно известно, что  климат в спортивном коллективе способен отражаться на результатах  спортсменах. В связи с этим, психотехнические игры, в парах или в коллективе, способны как повлиять на как на работоспособность на тренировках, так и на результаты на соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мною были отобраны 5 психотехнических игр, в парах а так же в спортивном коллективе, которые на мой взгляд, могут и должны повысить работоспособность детей в спортивном коллективе.

“Лабиринт”

Группа  разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд “заводит” своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной  линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему “ведомому”. Всего используется три  команды. Первая, обозначающая вход в  лабиринт, — “Прямо!”. Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды “Направо!” или “Налево!”, после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, “ведомый” должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время “заводящий” по своей схеме контролирует путь партнера. Если “ведомый” справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.

В некоторых случаях с “Лабиринтом” лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих  в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть — выводить из лабиринта. Тогда каждому как из “заводящих”, так и из “выводящих” достается лишь часть общего пути.

В ходе обсуждения результатов тренеру  следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен  в качестве “ведомого” справлялся со своим заданием. Участники, у которых  преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для  того чтобы определить, где же это  “налево”, а где “направо”, они  вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте “человечка”, мысленно влезать внутрь лабиринта  и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные  движения, люди с двигательным типом  ориентировки не столько видят эти  движения, сколько чувствуют их своим  телом, ощущают себя выполняющими их. Обладая такой особенностью, спортсмен  может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения  новыми для него движениями и совершенствования  своей двигательной координации. Спортсмену же со зрительным типом ориентировки идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании  сложных комбинаций уже знакомых ему движений.

Оценивая  работу участников, тренер может исходить из следующих нормативов: прохождение  лабиринтов в 6—8 колен — “удовлетворительно”, 9—12— “хорошо”, свыше 12— “отлично”. Опыт показывает, что большинство людей при известном старании достигают отличного результата.

“Палач”

Группа  разбивается на пары. Первый в паре — “внимательный” — сосредоточивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует об этом поднятием руки. Второй в паре — “палач” — сидит позади “внимательного” и по сигналу об отвлечении наказывает его ударом ладони по плечу или бедру. До начала упражнения необходимо подобрать силу “наказания”. Для этого “палач” наносит удары разной силы, а “внимательный” выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу. После того как каждая пара убедится в безотказной работе системы “отвлечение — наказание”, группа приступает к тренировкам. Инструктор называет объект сосредоточения, дает сигнал “Начали!” и через некоторое время (1—10 минут) — “Стоп!”.

На  первый взгляд игра может показаться бессмысленной и жестокой. Но на самом деле использовать “наказание”  для тренировки внимания — это намного гуманнее, чем предоставить ученику возможность совершить ошибку из-за невнимательности и удариться об воду, прыгая с 10-метровой вышки (упасть с брусьев, получить нокаут, прострелить ногу, упасть с коня, дисквалифицироваться за незаконный прием...). Жестокость упражнения “Палач” во многом компенсируется мягким, развлекательным характером других психотехнических игр. Однако это упражнение полезно для того, чтобы ясно осознать всю серьезность психологической подготовки. 
В ходе обсуждения почти всегда найдется участник, который будет утверждать, что ему помогают сосредоточиться не только удары его “палача”, но и звуки хлопков в соседних парах. Расспросите его поподробнее. Возможно, он нашел способ превращения звука хлопков, обычно воспринимаемых как помехи, в энергию своей концентрации.

Эту интересную находку полезно обсудить всей группой: каким образом враг внимания “номер один” становится его союзником? Наш опыт показывает, что помимо борьбы с помехами через отстройку от них (см. упражнение “Селектор”) или посредством “надзора” за отвлечениями (см. упражнение “Заблудившийся рассказчик”) существует принципиально иной путь. Он основан на вплетении помех в ткань самого объекта концентрации.

“Шеренга”

Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к  одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот  можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно  таким образом, чтобы после приземления  оказаться лицом к одной из стен (то есть на 90, 180, 270° и т.д.). Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Как правило, задача эта оказывается  для группы невыполнимой, и после  первого же хлопка участники стоят  повернутые кто куда. Для такой  перемешанной шеренги ведущий формулирует  новую задачу: прыгнуть так, чтобы  оказаться после приземления  повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута эта цель.

Основная  трудность в использовании игр  на рефлексивное сотрудничество заключается  в том, что их, как правило, нельзя повторно предлагать одним и тем  же партнерам: однажды найденное  ими решение задачи может впоследствии использоваться чисто механически. Впрочем, для изобретательного ведущего это не будет большой помехой, поскольку общий принцип “Гомеостата” или “Шеренги” допускает множество  самых различных модификаций. Вот  еще один вариант рефлексивной игры.

“Термометр ”

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает  глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке. По истечении  некоторого времени партнер внимательно  ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или  смена партнеров.

Как правило, участники, в достаточной  мере овладевшие основами аутогенной тренировки, успешно справляются  с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание  при нагревании правой руки (у правшей).

Первое  правильное угадывание обычно действует  на игроков ошеломляюще и подстегивает их интерес к дальнейшему практическому  изучению приемов саморегуляции. В группе более опытных участников могут использоваться усложненные варианты упражнений: определение “более тяжелой” или “пульсирующей” руки.

При обучении релаксации большую роль играет способность человека чувствовать  различные части своего тела. Известно, например, что глубокое расслабление может быть вызвано уже самой  концентрацией внимания на соответствующей группе мышц. Познакомиться с этим фактом на практике участникам поможет следующее упражнение.

“Анабиоз”

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой  роли “замороженного” и “реаниматора”. По сигналу “замороженный” застывает  в неподвижности, изображая погруженное  в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача “реаниматора”, на которую отводится одна минута, — вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. “Реаниматор” не имеет права ни прикасаться к “замороженному”, ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.

Признаками  успешной работы “реаниматора” можно  считать непроизвольные реплики  “замороженного”, его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной  жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые  могут варьировать от явных нарушений  молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении  лица, устанавливаются самими участниками  в зависимости от уровня их “квалификации”.

Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, незримой стеной встающее между двумя  людьми: партнеры как бы деревенеют друг перед другом, перестают чувствовать  и понимать друг друга. Вероятно, знакомо  и противоположное ощущение: между  людьми возникает абсолютное взаимопонимание, и, словно по незримому каналу, переживания  и намерения свободно перетекают от одного к другому. В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли “реаниматоров”, участники осваивают различные  способы разрушения взаимной изоляции.

Упражнение  “Анабиоз” внешне подобно упражнению “Карусель”, однако здесь делается акцент не на развитии внимания, а на совершенствовании навыков эмоционального контакта. Соответственно и главным  героем упражнения становится не тот, на кого воздействуют, а тот, кто  это воздействие осуществляет.

 

 

 

 

Рекомендации по включению  данных игр в учебно-тренировочный  процесс

Основной задачей, которая должна быть решена перед включением психотехнических игр в тренировочный процесс, является задача заинтересовать занимающихся, и полностью погрузить их в правила и реалии игры. Только полностью погрузившись в реалии игры, может быть достигнут необходимый эффект.

В случае проведения игр в соревновательной форме, для победителя необходимо определить приз. Таким образом учащиеся еще больше погрузятся в игру, проведенные игры будут более эффективными.

Проводить психотехнические игры можно как в подготовительной части тренировочного занятия, так и в заключительной.

Особенно эффективно проведение игр  на учебно-тренировочных сборах когда спортсмены постоянно находятся вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 1988
  2. Ю.В. Пахомов. Занимательный аутотренинг. Игры и упражнения в обучении технике релаксации – М., 1999
  3. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. - Л.-М.: 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в Самбо