Психогигиена, как элемент здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Содержание

Здоровый образ жизни 3
Формирование здорового образа жизни 3
Элементы здорового образа жизни 4
Психогигиена 5
Задачи психогигиены 5
Психогигиена и физическое воспитание 6
Общая характеристика средств физического воспитания 6
Психогигиенические факторы 7
Вывод 7

Работа содержит 1 файл

Физ-ра.Психогигиена.docx

— 24.13 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Новосибирский государственный  университет экономики и управления

(ФГОУ ВПО НГУЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Психогигиена, как элемент  здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка группы БГМУ – 13

Якутина Ольга 

Проверила: Коршунова Ольга Сергеевна

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск  2012г.

Оглавление

Здоровый образ жизни 3

Формирование здорового образа жизни 3

Элементы здорового образа жизни 4

Психогигиена 5

Задачи психогигиены 5

Психогигиена и физическое воспитание 6

Общая характеристика средств физического воспитания 6

Психогигиенические факторы 7

Вывод 7

 

  

Здоровый образ  жизни 

Здоровый образ  жизни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

 Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и  военного характера, провоцирующих  негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Формирование  здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

  1. Социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
  2. Инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
  3. Личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Элементы здорового  образа жизни

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных  возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний  внутренней среды. В «здоровый образ  жизни» включают разные составляющие, но большинство из них считают  базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

На физиологическое состояние  человека большое влияние оказывает  его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Психогигиена

Психогигиена — наука о сохранении и достижении психического здоровья, в которой разрабатывается и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.

Основные задачи психогигиены, постулированные К. У. Бирсом и Адольфом Мейером (англ.) русск. в 1908 году, таковы:

  • забота о сохранении психического здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний и дефектных состояний;
  • улучшение лечения психически больных и ухода за ними;
  • разъяснение значения психических аномалий для проблем воспитания, экономической жизни, преступности и вообще человеческого поведения.

Эти задачи должны выполняться  посредством социального обеспечения  и взаимодействия с общественными  и частными благотворительными организациями.

Задачи психогигиены

К. Мирке видит три уровня психогигиены:

  • превентивная психогигиена имеет своей целью сохранение здоровья человека и общества;
  • реститутивная психогигиена пытается заблаговременно принять восстановительные и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях;
  • лечебная психогигиена берёт на себя уже существующие ограничения, чтобы исцелять их клиническими или психотерапевтическими методами.

 Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни:

  • любовь,
  • безопасность,
  • признание, утверждение, чувство успеха,
  • пространство для свободной, творческой деятельности,
  • опыт позитивных воспоминаний и
  • самоуважение.

Психогигиена нацелена на удовлетворение этих основных потребностей.

Психогигиена  и физическое воспитание

Общая характеристика средств физического воспитания

В системе физического  воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также  движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Физическое воспитание связано  с естественными, общественными  и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.) составляют естественнонаучную основу физического воспитания. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические  особенности человека, что способствует правильному подбору методов  и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Психогигиенические  факторы

Психогигиенические факторы  включают общий режим груда и  отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физ­культурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их "правильность" в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

 

 

 

 


Информация о работе Психогигиена, как элемент здорового образа жизни