Производственная физическая культура лиц, занимающихся умственным трудом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Чтобы рассмотреть этот вопрос, сначала нужно уяснить, что такое производственная физическая культура и умственный труд.
Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Работа содержит 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРА.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

 

1. Производственная  физическая культура лиц, занимающихся  умственным трудом

 

Чтобы рассмотреть этот вопрос, сначала   нужно уяснить, что такое производственная физическая культура и умственный труд.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура — это такая культура система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных  и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. Цель — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Умственный труд. Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Люди, чья профессия  связана с малой подвижностью чаще страдают головной болью, заболеваниями  сердечно-сосудистой системы, нарушениями  обмена веществ и др. 
При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка.  
                 Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Часть времени отведенного  для перерыва на обед, целесообразно  проводить на свежем воздухе. При  проведении производственной гимнастики целесообразно уделить больше внимания движениям, способствующим отдыху уставших мышц. 
 
            Производственная гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих. Кроме того гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях. 
 
1.  Физкультурная пауза, физкультминутка. 
 
Является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь несколько упражнений комплекса, продолжительность ее до 5-7 минут. Сроки включения физкультурных пауз в течение рабочего дня устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов - степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д. Для профессий где необходимы быстрые и точные реакции, большое напряжение внимания физкультурные паузы можно проводить 1-3 раза в день обычным групповым методом. Для работников умственного труда рекомендуются индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего вследствие продолжительного сидения, стояния, вынужденной неудобной рабочей позы, сильного напряжения внимания, зрения.

 
2. МикропаузаЭто самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 с.Цель микропауз — ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

 

2. Организм и возрастные особенности  его развития 

Развитие  организма включает в себя как  постепенные количественные изменения , так и качественные скачки. Эти процессы находятся в диалектическом единстве, они немыслимы в отрыве друг от друга.

Основные  закономерности возрастных изменений  организма связаны с неравномерным  созреванием отдельных органов  и систем, с этапными возрастными  скачками и ускорением темпов биологического развития в современную эпоху.

 
 
 
 
 
 
 


Известно, что нормальному  развитию организма помогают занятия  физической культурой и спортом. Однако некоторые подростки, решив  стать сильными, начинают заниматься атлетической гимнастикой с гантелями, стараются поднять непосильно тяжелую штангу, играют до изнеможения в футбол. Такие занятия никакой пользы для здоровья не принесут. Ребята часто переоценивают свои возможности, стараются скорее стать взрослыми и берутся за дело, которое им еще не по силам. Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей Стране строится с учетом особенностей развития растущего организма.

 В жизни человека чаще всего выделяют 4 периода - детство, юность, взрослость и преклонный возраст (старость).

               Возраст детей, подростков и юношей условно ограничивается первыми 18 годами жизни и делится на возрастные периоды: дошкольный (от рождения до 7 лет), младший школьный (от 7 до И лет), подростковый (от И до 15 лет, что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту) и юношеский (от 15 до 18 лет). Рост и развитие детского организма протекают непрерывно и в различные возрастные периоды неравномерно.

Важнейшим этапом физического  и умственного развития ребенка  является дошкольный возраст. В дошкольный период  закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер.

В 7—И лет ребенок физически  развивается относительно спокойно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно мышцы, спины, и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Поэтому для младших школьников очень важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения.

Младший школьный возраст  — период формирования отношения  к учению как к трудовой, общественно  значимой деятельности. Очень важно  создать у ребенка привычку к  систематическому труду и умение преодолевать трудности.

В жизни детей младшего школьного возраста большое место  занимает игра, содержанием которой  являются главным образом действия и поступки, позволяющие выявлять такие качества, как смелость, мужество, находчивость ит. п. Ребят занимают подвижные игры с правилами и элементами соревнования. Эти игры воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка, настойчивость, смелость. Различия между мальчиками и девочками в младшем возрасте выражены незначительно, поэтому принципиальных особенностей в методике и содержании упражнений нет.

Средний школьный возраст  — это период бурного роста  и развития организма. Происходит интенсивный  рост тела, совершенствуется мышечный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Подросток выглядит нескладным, угловатым. Это объясняется неравномерным физическим развитием. Вместе с тем в этот период  увеличивается мышечная сила, которая еще не означает роста выносливости. Но ребята, испытывая прилив сил и энергии, берутся за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой может нарушаться структура костей позвоночника, таза и конечностей. Все это заставляет относиться к физическому воспитанию подростков очень внимательно, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.

Это требование вытекает из особенностей сердечно-сосудистой системы подростка: сердце в этом возрасте значительно  увеличивается в объеме, оно становится более сильным, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Для данного возраста наиболее пригодны физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе Например, катание на коньках, плавание, ходьба на лыжах.

При правильно организованной учебно-тренировочной работе и врачебном контроле подростки могут показывать даже выдающиеся результаты. Примером служат выступления юных гимнасток, фигуристок, пловцов.

В этот период начинают появляться различия в развитии мальчиков и девочек. Девочки заметно прибавляют в весе и росте, но уступают мальчикам в силе, скорости и выносливости. После 14—15 лет девочки растут медленнее, а мальчики — быстрее и они вновь обгоняют девочек в физическом развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.

СТАРПШИЕ физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В этом возрасте стабильный рост и вес. Темп роста в длину замедляется, нарастает мышечная сила, умственная и физическая работоспособность, увеличивается объем грудной клетки. Завершается развитие центральной нервной системы.

Старшеклассникам доступны все  виды силовых упражнений и упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по скоростным видам спорта, добиваясь заметных успехов.

 

Периоду взрослости (зрелости) внимания исследователей досталось  меньше. Учитывая разные подходы возрастного разделения, это примерно  отрезок от 20 до 55 лет. Именно эта часть жизненного путешествия является объектом нашего внимания.  Так называемый активный возраст. Попробуем разобраться, какие изменения происходят в организме в это время, и какая физическая нагрузка не навредит занимающемуся. 

  К возрасту 20-25 лет завершается рост организма, формирование органов. Возрастной промежуток от 20 до 35 лет отличается относительной стабильностью, высокой слаженностью в работе физиологических систем, максимальной адаптативной возможностью организма. Время, именуемое исследователями, как  возраст оптимального функционирования организма человека. Физические нагрузки в этом возрасте могут носить субмаксимальный характер.    Примерно с 30-35 лет в организме появляются первые признаки старения. Так, с этого возраста начинает снижаться мышечная сила в связи с уменьшением среднего диаметра мышечных волокон. После 40 лет человек, не знающий, что такое тренировки, каждый год теряет примерно 1% мышечной массы. В силу вступает универсальный закон целесообразности – то, что не используется – атрофируется.  Справедливо заметить, что занятие физическими практиками позволяет восстановить мышечную массу.


Информация о работе Производственная физическая культура лиц, занимающихся умственным трудом