Профилактика травматизма на уроках физкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

1. Рекомендации предусматривают основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные к выполнению на территории Российской Федерации и при нахождении физкультурников и спортсменов сборных команд страны за рубежом.
2. Руководителям территориальных органов управления физической культурой и спортом, директорам (начальникам) спортивных сооружений, тренировочных баз, яхт-клубов и т.п. рекомендуется издать приказ, определяющий порядок организации занятий физической культурой и спортом, проведения учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований на подведомственных спортивных сооружениях, базах и временных местах проведения мероприятий в соответствии с данными

Содержание

Выдержки из Приказа Комитета РФ по физической культуре……………………………………………… стр.3-4
Виды травм при выполнении физических упражнений…………………………………………………………стр5-6

Работа содержит 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 44.74 Кб (Скачать)


 

Реферат на тему

 

 «Профилактика травматизма  на уроках физкультуры» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Содержание

 

Выдержки из Приказа Комитета РФ по физической культуре……………………………………………… стр.3-4

Виды травм при выполнении физических упражнений…………………………………………………………стр5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА  ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ  И СПОРТОМ

 

1. Рекомендации предусматривают  основные организационно-профилактические  меры обеспечения безопасности  и снижения травматизма, обязательные  к выполнению на территории  Российской Федерации и при  нахождении физкультурников и  спортсменов сборных команд страны  за рубежом.

2. Руководителям территориальных  органов управления физической  культурой и спортом, директорам (начальникам) спортивных сооружений, тренировочных баз, яхт-клубов  и т.п. рекомендуется издать  приказ, определяющий порядок организации  занятий физической культурой  и спортом, проведения учебно-тренировочного  процесса и спортивных соревнований  на подведомственных спортивных  сооружениях, базах и временных  местах проведения мероприятий  в соответствии с данными Рекомендациями, с учетом окружающей среды  и территории, климатических условий,  транспортного движения на суше, воде и т.д.

3. Проведение учебно-тренировочных  занятий физической культурой  и спортом, спортивных соревнований  разрешается:

- на спортивных базах,  спортивных сооружениях, принятых  в эксплуатацию согласно акту  государственной приемной комиссии;

- на других спортивных  базах, спортсооружениях при наличии  разрешения их дирекции, согласованного  с местными организациями спасения  на водах, госавтоинспекцией,  горноспасательной и санитарно-эпидемиологической  службой с учетом характера  территории;

- при погодных условиях, не представляющих опасности  для здоровья и жизни физкультурников  и спортсменов;

- только при соответствии  мест занятий, инвентаря и одежды  занимающихся метеорологическим  условиям и санитарно-гигиеническим  нормам.

4. Руководитель спортивного  сооружения издает приказ на  проведение спортивного мероприятия,  в котором предусматривается:

- обеспечение мер по  профилактике спортивного травматизма  и безопасности проведения мероприятия  в целом, с указанием ответственных  лиц со стороны спортивного  сооружения и со стороны, проводящей  спортивное мероприятие;

- наличие медицинского  персонала (врача, медицинской  сестры), обеспечивающего данное  мероприятие;

- наличие акта готовности  спортивного сооружения к спортивному  мероприятию, подписанного руководителем  спортивного сооружения и ответственным  представителем организации, проводящей  мероприятие (Приложение 2).

5. Руководители учебно-тренировочного  мероприятия или ответственные  за проведение спортивного соревнования  обязаны:

- лично осмотреть места  занятий или соревнований, проверить  исправность оборудования и инвентаря,  обратить внимание на его соответствие  нормам техники безопасности, принятым  в соответствующих видах спорта;

- проверить качество личного  инвентаря и оборудования, используемого  спортсменами;

- требовать от руководителей  спортивного сооружения ликвидации  неисправностей, обнаруженных на  сооружении и отрицательно влияющих  на проведение спортивных занятий  и соревнований.

6. Установка, подключение  к сети электрической аппаратуры  и электронного оборудования  производится только в присутствии  специалиста-электрика, назначенного  руководством спортивного сооружения, и в том случае, если имеется  разрешение дирекции спортсооружения  и если:

- имеется техническая  документация, отражающая назначение  и характеристики аппаратуры;

7. Дирекция спортивного  сооружения, базы обязана:

- разработать конкретные  меры по обеспечению безопасности  проведения мероприятий;

- поставить в известность  местную организацию спасения  на водах, госавтоинспекцию, горноспасательную,  медицинскую, пожарную службы  и т.п.;

- провести с ответственными  за мероприятие лицами инструктаж (в том числе о мерах профилактики  травматизма, оказания первой  помощи, о местных условиях, климате,  особенностях территории, маршрутах  походов, прогулок, обратив особое  внимание на опасные зоны, о  порядке связи и сроков возвращения  на базу, о местных обычаях,  качестве питьевой воды и местных  продуктов питания);

- иметь на видных местах  территории базы, спортсооружения  необходимое количество карт (схем) близлежащей местности с указанием  безопасных маршрутов, прогулок  по воде, на лыжах, походов,  а также опасных мест и ближайших  пунктов помощи (спасения на водах,  госавтоинспекция, пожарная охрана, горноспасательная служба, вертолетная  станция, лесничество и т.п.);

- организовать в случае  необходимости в районе расположения  базы соответствующую спасательную  службу с финансированием по  смете расходов базы; спасательная  служба должна быть снабжена  современным оборудованием, транспортом,  средствами связи и обязана  обеспечить безопасность на территории  базы, на местах тренировок, соревнований  и походов, проводимых вне территории  базы;

Приложение 2

к Приказу 

Комитета Российской Федерации 

по физической культуре

от 1 апреля 1993 г. N 44

1. Виды травм.

По тяжести травмы делятся  на тяжелые, средней степени тяжести  и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения

здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком

свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют  или длительное время лечат у

детских травматологов-ортопедов  в специализированных отделениях или

амбулаторно.

Травмы средней сложности  тяжести – это травмы с выраженным изменением

в организме, приведшие к  учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от

10 до 30 дней. Дети со спортивными  травмами средней тяжести также  должны

лечиться у детских  травматологов-ортопедов.

Легкие травмы – это  травмы, не вызывающие значительных нарушений  в

организме и потере общей  и спортивной работоспособности. К  ним относятся

ссадины, потертости, поверхностные  раны, легкие ушибы, растяжение 1-й

степени и др., при которых  учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной

помощи. Возможно сочетание  назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней)

с тренировками и занятиями  пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают  в результате внезапного воздействия  того или

иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного

и того же травмирующего фактора  на определенную область тела.

Существует еще один вид  травм – микротравмы. Это повреждения,

получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто

повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы

физиологического сопротивления  тканей и вызывающего нарушение  их функций и

структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).

Иногда выделяют очень  легкие травмы (без потери спортивной

трудоспособности) и очень  тяжелые травмы (приводящие к спортивной

инвалидности и смертельным  исходам).

Среди видов спортивных повреждений  ушибы наиболее часто встречаются  в

хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте.

Повреждение мышц и сухожилий  часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой

атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях

штангой, борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными  играми и

боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов,

конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников,

футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях

велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение

мозга наиболее часто встречаются  у боксеров, велосипедистов, футболистов,

представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений  у физкультурников и спортсменом  чаще всего

наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения  суставов,

особенно коленного и  голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой

чаще возникают повреждения  верхней конечности (70% всех травм). Для

большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей,

например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения  головы и лица

характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и

волейболистов (80%), локтевого  сустава для теннисистов (70%), коленного

сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило,

высокий процент травм  в средней тяжелой степени.

Травмы – это для  ребенка тяжелое испытание и  психологического, и

физического плана. Даже при  благоприятном исходе тяжелая травма у многих

детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой  и

спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых  травм заканчиваются потерей  общей и

спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма  являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения  инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная  лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении  видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с  места занятий в отсутствие преподавателя; чрезмерная самостоятельность учеников, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые направлены на сохранение здоровья детей.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения  является пренебрежительное отношение  со стороны учащихся к вводной  части урока, неправильное выполнение техники физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.

Недостаточное материально-техническое  оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и  секторов, отсутствие табельного инвентаря  и оборудования (жесткие маты), неправильно  выбранные трассы для кроссов  и лыжных гонок. Причинами травм  являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы  снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое  состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение  мест занятий, запыленность, неправильно  спроектированные и построенные  спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура  воздуха в бассейне. Неблагоприятные  метеорологические условия: высокая  влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная  акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут  стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками  врачебных рекомендаций по срокам возобновления  занятий после заболевания и  травм, по ограничению интенсивности  нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма  можно выделить следующие группы:

Причины методического характера.

Неправильные организация  и методика проведения учебно-тренировочных  занятий;

Выполнение сложных, незнакомых упражнений;

Занятие без разминки или  недостаточной разминки;

Отсутствие сосредоточенности  и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера.

Отсутствие должной квалификации у учителя;

Проведение занятия без  преподавателя;

Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;

Нарушение правил врачебного контроля;

Неблагоприятные метеорологические  условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО  ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм  зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем  у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его  спортивная квалификация, тем сильнее  он подвержен травматизму. Имеют  значение контингент занимающихся, условия  проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического  воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Информация о работе Профилактика травматизма на уроках физкультуры