Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:11, доклад
Профессионально-прикладная физическая подготовка – одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. Ее цель – подготовка высококлассных профессионалов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. Ее цель – подготовка высококлассных профессионалов.
Задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии, использование средств для активного отдыха (во время работы и вне рабочего дня), предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов труда.
В программах средних специальных учебных заведений профессионально-прикладная физическая подготовка обязательна. Ее содержание зависит от профиля выпускаемых специалистов. Например, геологам необходимо ориентироваться на местности, они должны уметь приготовить ночлег и пищу. Специалистам «водных» профессий необходимо уметь плавать, грести, спасать тонущего.
Постоянное
совершенствование машин и
Для подбора
средств профессионально-
По характеру труд делится на тяжелый, средней тяжести легкий (это относится к физическому), монотонный, разнообразный, требующий быстрой реакции, большого объема внимания и т.д.
Условия труда также разнообразны. Можно работать в помещении или на свежем воздухе, стоя или сидя, в условиях воздействия высокой температуры, загазованности, запыленности, с перерывами и без них и т.д.
Говоря о характере и динамике утомления, выделяют общее утомление, локальное утомление (мышц спины, ног, рук, шеи), снижение внимания, точности движений, усталость глаз, головные боли, психическое напряжение. От времени проявления признаков утомления зависит и применение средств активного и пассивного отдыха.
Для определения динамики утомления, измерения объема и мощности физической нагрузки применяются различные методы исследования. При этом используют как количественные показатели (почасовая производительность труда, масса поднятого груза, время и т.д.), так и физиологические (частота сердечных сокращений, суммарный пульсовой показатель, потребление кислорода за единицу времени, скорость реакций, точность движений).
Полученные
результаты позволяют судить о тяжести
труда. Если тяжесть физического
труда определяется легко, то эмоционально-психическую
нагрузку, напряженность умственного
труда сложнее. Лишь определение ЧСС, расхода
энергии за единицу времени и некоторые
другие косвенные показатели позволяют
дать приблизительную оценку.
К ним относится гимнастика, легкая атлетика,
лыжный спорт, спортивные игры и специально-прикладные
виды спорта.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное значение – с помощью упражнений развивается мышечная сила, ловкость, гибкость и др. качества. Воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Эти качества и свойства необходимы работникам различных профессий. Например, медицинскому работнику чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, операторам ЭВМ чтобы избежать негативных последствий малоподвижного образа жизни.
На основе гимнастических упражнений
составляются комплексы утренней зарядки,
физкультурной паузы, разминки на тренировочных
занятиях, производственной гимнастики.
Легкая
атлетика. В основе лежат естественные
движения: ходьба, бег, прыжки, метания.
Эти упражнения способствуют развитию
жизненно важных навыков. Они повышают
функциональные возможности всех систем
организма, в особенности нервно-мышечной,
сердечно-сосудистой и дыхательной. Эти
упражнения воспитывают такие качества,
как быстрота и выносливость, ловкость
и сила, упорство, силу воли, умение преодолевать
трудности.
Лыжный
спорт. Навыки передвижения на лыжах
широко используются в военном деле, в
быту и труде. Лыжный спорт способствует
успешному осуществлению такой деятельности,
при которой требуется выносливость и
закаленность, умение быстро передвигаться
на местности в условиях бездорожья.
Спортивные
игры. Способствуют появлению
оптимальных двигательных реакций на
звуковые, световые, тактильные и другие
раздражители. Это имеет большое значение
для приспособления человека к работе
на современных машинах и механизмах,
т.к. они требуют быстрой реакции и точности
движений при обслуживании.
Специально-прикладные виды спорта (для определенных видов профессий).
Для пожарных – пожарно-прикладный спорт (упражнения, развивающие необходимые для борьбы с огнем качества – бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем, быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей, имитация спасательных операций на большой высоте, пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и т.д.).
Для специалистов, чья работа
связана с водой, таким
Для решения задач
На
уроках профессионально-
При
проведении теоретических
На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки.
Одной
из форм профессионально-
В
любом виде человеческого
Вначале требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на трудовую деятельность, т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность фазы зависит от характера труда и может продолжаться от 10-20 мин до 1 часа.
Длительность
фазы стабильной
В
зависимости от
Научная
организация труда призвана
Производственная
гимнастика среди прочих
С
физиологической точки зрения
вводная гимнастика ускоряет
процесс вхождения в работу, повышая
функциональное состояние
Физкультурная
пауза, проводимая в начале
периода снижения
Схема комплекса для прокатчиков металлургической промышленности
Примерный
комплекс упражнений
1-2 руки дугами назад, вверх, прогнуться.
3-4 опустить руки, расслабить плечи
Темп медленный.
Повторить 6-8 раз
1-2 правую ногу поднять вперед как можно выше
3-4 опустить ногу
То же другой ногой.
Темп средний. Повторить по 4 раза обеими
Темп средний. Повторить
по 5 раз в обе стороны
Темп средний. Повторить
8 раз.
Темп ближе к
быстрому. Повторить 8 раз
Сначала медленно,
плавный переход к быстрому темпу.
Повторить 8 раз