Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:00, доклад
В тренировочном процессе действуют различные закономерности, основанные на биологических, педагогических, психологических и логико-познавательных особенностях воспитания юных спортсменов. Эти особенности базируются на общих дидактических принципах, которые получили в области физического воспитания свое специфическое выражение. Дидактические принципы спортивной тренировки образуют единую систему, взаимосвязанную и взаимообусловленную, направленную на воспитание высококвалифицированных спортсменов.
Принципы
и методы обучения
В тренировочном
процессе действуют различные
Принцип сознательности и активности. Успешное решение задач поставленных перед юными спортсменами в процессе тренировочных занятий во многом определяется творчеством и самостоятельностью занимающихся их активностью и сознательным отношением к делу.
Принцип доступности и индивидуализации. Определяя меру доступности спорторганизатор руководствуется программными и нормативными требованиями, а также физическим и функциональными возможностями, данными врачебного контроля, типологическими особенностями центральной нервной системы юного спортсмена.
Принцип индивидуализации помогает в каждом конкретном случае определить различные между календарным и биологическим возрастом юных спортсменов с учетом их акселерации, так как превышение посильных тренировочных нагрузок создает угрозу не только росту спортивного мастерства, но и здоровью подростков.
Принцип систематичности. Регулярные занятия спортом дают несравненно больший эффект, чем прерывистые или эпизодические, так как функциональные и структурные изменения в организме человека, достигнутые в процессе тренировки, обратимы, т.е. претерпевают обратное развитие в случае прекращения мышечной деятельности. Поэтому успешное совершенствование в конкретном виде спорта будет возможно только при непрерывных систематических тренировках.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков - координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.
Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Динамика
нагрузок характеризуется
Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.
Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.
В заключение еще раз важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных
Методические принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении самостоятельных тренировочных занятий, следующие:
- принцип
сознательности и активности
предполагает углубленное
- принцип
систематичности требует
- принцип
доступности и
- принцип динамичности и постепенности определяет необходимость повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.