Принципы и методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 08:57, реферат

Описание работы

Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением методических принципов при построении тренировочных занятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки.
Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться на учебно-тренировочных занятиях являются: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Работа содержит 1 файл

principyiimetodyifizicheskogovospitaniya.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     При непосредственном показе движений следует демонстрировать движения замедленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками, при этом для занимающихся должны быть созданы удобные условия для наблюдения.

     Демонстрация  наглядных пособий осуществляется с помощью диапозитивов, видеозаписей, различных муляжей ( уменьшенных макетов человеческого тела), многообразных схем, чертежей, графиков, рисунков , на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях и продемонстрировать особенности техники двигательного действия.

     При зрительном ориентировании применяются  сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движений. Например, загорание лампочек в различных  местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх. Также используют светолидирующие устройства, регламентирующие быстроту и темп передвижения.

     Слуховой (звуковой) метод заключается в использовании звуков как сигналов, помогающие уточнять пространственные и временные характеристики движений. С помощью звука хорошо усваивается ритм двигательных действий, который можно обусловить заранее или в процессе выполнения движения. Также существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений. 

     3. Структура учебно-тренировочного занятия

     Учебно-тренировочное  занятие состоит  из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

     Во  вводной части необходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние и дать четкое представление о содержании основной части занятия: объеме, интенсивности и распределении тренировочных нагрузок. Продолжительность вводной части около 5 минут.

     В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.

     К сожалению, многие студенты недооценивают значение разминки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно с нарушением правил, а следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность.

     Разминка  делится на две части – общую  и специальную. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы  опорно-двигательного аппарата и  функции основных частей организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 10 до 20 минут.

     Основная  часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80–85 % времени, отводимого на занятие.

     Заключительная  часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.

     У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, так как резкий переход  от активных движений к покою выключает  действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

     В заключительной части применяется  медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием и  т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки. 

     4. Физическая подготовка

     Физическая  подготовка направлена на всестороннее развитие организма спортсмена, укрепление его здоровья, совершенствование двигательных качеств и способностей и тем самым – на создание прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки.

     Уровень спортивных результатов, достигнутый  в настоящее время, предъявляет  исключительно высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами;

     Качественно новый уровень достижений всегда требует нового уровня развития физических качеств спортсмена. Например, в  лыжных гонках самая первоклассная  техника и высочайшие бойцовские качества не помогут спортсмену, если в таком показателе выносливости как максимальное потребление кислорода, он уступает соперникам.

     Постоянный  рост уровня развития физических качеств  – непременное условие для  повышения тренировочных нагрузок. В течение последних лет показатели тренировочных нагрузок увеличились в 2–3 раза. Чтобы тренироваться с подобными нагрузками, необходима исключительно высокая физическая подготовленность спортсмена. Поэтому всякому повышению объема и интенсивности тренировочных нагрузок должно предшествовать значительное улучшение уровня физической подготовленности.

     По  направлению и характеру воздействия  применяемых средств физическую подготовку принято делить на общую  физическую подготовку (ОФП) и специальную  физическую подготовку (СФП). Следует учитывать, что это деление весьма условно, так как во многих случаях цели и задачи того и другого разделов физической подготовки весьма близки.

     4.1. Общая физическая  подготовка (ОФП)

     Общая физическая подготовка – это процесс  совершенствования двигательных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости), направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

     Целью занятий с общеподготовительной направленностью является достижение и поддержание оптимального для данного конкретного возраста и пола, уровня физического развития и общей физической подготовленности.

     К задачам ОФП относятся:

     укрепление  здоровья, противодействие неблагоприятным  воздействиям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения:

     создание  базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам  деятельности: трудовой, спортивной, военной;

     обеспечение всестороннего и гармоничного физического  развития человека;

     устранение  недостатков в физическом развитии.

     В содержании занятий по ОФП ведущую  роль играют естественные виды движений и их вариации: к ним относятся  различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, общеразвивающие  физические упражнения, плавание, подвижные и спортивные игры. Основной формой проведения занятий по ОФП следует рассматривать самостоятельные занятия системами физических упражнений (утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время).

     4.2. Специальная физическая  подготовка (СФП).

     Специальная физическая подготовка – это процесс  воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

     СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована  на максимально возможную степень  их развития.

     Задачи  СФП следующие:

     развитие  физических способностей, необходимых  для данного вида спорта;

     повышение функциональных возможностей органа и  систем, определяющих достижения в  избранном виде спорта;

     воспитание  способностей проявлять имеющийся  функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности;

     формирование  телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины.

     Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

     Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре  движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. п. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается  одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.

     К соревновательным упражнениям относятся  собственно соревнования, т. е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

     4.3. Спортивная подготовка

     Спортивная  подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и  условий, позволяющее направленно  воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

     Спортивная  подготовка включает в себя следующие  основные разделы: теоретическая  подготовка, техническая  подготовка, тактическая  подготовка, морально-волевая  и психологическая подготовка, физическая подготовка.

     Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, гимнастика и др.).

     Основной  формой теоретической подготовки спортсмена является активное и творческое участие  в планировании и организации  тренировочного процесса. При разрабатывании плана тренировки тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был лишь механическим исполнителем воли тренера. Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах.

     Техническая подготовка. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.

     Роль  техники в различных видах  спорта неодинакова. Выделим четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

     Скоростно-силовые  виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика), в которых техника  направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту и т.д.

     Виды  спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт), в которых техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

Информация о работе Принципы и методы физического воспитания