Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 09:48, реферат
Начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие и критерии здоровья………………………………………………….4
3. Функциональные резервы организма…………………………………………6
4. Понятие «Здоровый образ жизни»…………………………………………….6
5. Разумное чередование труда и отдыха………………………………………..7
6. Работоспособность и утомление……………………………………………..16
7. Питание ………………………………………………………………………..17
8. Закаливание……………………………………………………………………19
9. Список используемой литературы…………………………………...............21
Федеральное агентство Российской Федерации
по связи и информатизации
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский Государственный Университет
Телекоммуникаций
и Информатики»
Кафедра
физического воспитания.
Реферат
по физической культуре
на тему:
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Влияние образа жизни на здоровье человека.
Выполнил: студент I курса,
МРМ, гр. С-68
Михайлов
Н.А.
Проверил:
Воротникова С. А.
Новосибирск-2007
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и критерии здоровья………………………………………………….4
3. Функциональные резервы организма…………………………………………6
4. Понятие «Здоровый образ жизни»…………………………………………….6
5. Разумное чередование труда и отдыха………………………………………..7
6. Работоспособность и утомление……………………………………………..16
7. Питание
………………………………………………………………………..
8. Закаливание…………………………………………………
9. Список
используемой литературы………………………………….......
1.
Введение
Начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма. . В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Не
оправдано видение причин нездоровья
лишь в плохом питании, загрязнении
среды обитания и отсутствии надлежащей
медицинской помощи. Гораздо большее значение
для глобального нездоровья человечества
имеет прогресс цивилизации, способствовавший
“освобождению” человека от усилий над
собой, что привело к разрушению защитных
сил организма. Первостепенной задачей
для повышения уровня здоровья должно
стать не развитие медицины, а сознательная,
целенаправленная работа самого человека
по восстановлению и развитию жизненных
ресурсов, по принятию на себя ответственности
за собственное здоровье, когда здоровый
образ жизни становится потребностью.
2.
Понятие и критерии
здоровья.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие.
Самое раннее из определений здоровья имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил", психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".
Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком самого себя, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.
В
уставе Всемирной Организации
Аршавский И.А. подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды.
Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено. Как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловно рефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.
С
физиологической точки зрения определяющими
являются следующие формулировки:
1) индивидуальное
здоровье человека - естественное состояние
организма на фоне отсутствия патологических
сдвигов, оптимальной связи со средой,
согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова,
Н. Л. Полонский);
2) здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
3) индивидуальное
здоровье человека - это гармоническое
единство всевозможных обменных процессов
в организме, что создает условия для оптимальной
жизнедеятельности всех систем и подсистем
организма (А. Д. Адо);
4) здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).
Вообще,
можно говорить о трех видах здоровья:
о здоровье физическом, психическом
и нравственном (социальном).
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное
здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой
социальной жизни человека, т.е. жизни
в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего,
сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие
нравов и привычек, противоречащих нормальному
образу жизни. Физически и психически
здоровый человек может быть нравственным
«уродом», если он пренебрегает нормами
морали. Поэтому социальное здоровье счи¬тается
высшей мерой человеческого здоровья.
3.
Функциональные резервы
организма.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.
Тогда
с этой точки зрения, здоровье - это
количество резервов в организме, это
максимальная производительность органов
при сохранении качественных пределов
их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические
резервы.
4.
Понятие «Здоровый образ
жизни».
Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:
– Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
– Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;