Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

На различных этапах развития человек всё дальше отходит от физического труда. К примеру раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных машин либо животных. Сейчас же, в век научно технического прогресса человек отошёл от использования собственных рук, что соответственно и привело к заболеваниям века.

Содержание

Введение.
1.Трудовая деятельность.
1.1. Условия труда.
1.2. Понятие «Физический труд».
1.3. Понятие «Умственный труд»
2. Утомление. Утомляемость.
3. Переутомление.
4. «Лечение» утомления.
5. Восстановление.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности..docx

— 37.88 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.

1.Трудовая деятельность.

   1.1. Условия  труда.

   1.2. Понятие  «Физический труд».

   1.3. Понятие  «Умственный труд» 

2. Утомление. Утомляемость.

3. Переутомление.

4. «Лечение»  утомления.

5. Восстановление. 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение.

Многие врачи  утверждают, что физическая культура залог хорошего здоровья, и каждый из нас это должен понимать- говорят они.

Даже в глубокой древности философы и врачи считали, что без физической культуры нет  здоровья. Так древнегреческий философ  Платон движение называл «целительной частью медицины», а вот писатель и историк Плутарх – «кладовой  жизни». Но к сожалению, в наше время мало кто задумывается, что многие проблемы со здоровьем возникают от недостатка физической деятельности.

На различных  этапах развития человек всё дальше отходит от физического труда. К  примеру раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных машин либо животных. Сейчас же, в век научно технического прогресса человек отошёл от использования собственных рук, что соответственно и привело к заболеваниям века.

Каждый человек  сознает благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще  они стали постоянными спутниками жизни. Объясняя это явление, социологи  называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий  и т.п. В нынешние времена люди всяческими способами борются за собственное здоровье, но исключительно не теми методами, исключая полностью идею того, что их может во многом оградить от этих самых болезней физический труд. Сейчас  родители поддерживают своих детей-студентов или школьников в освобождении от физических нагрузок, тем самым обрекая их на дальнейшие неприятности со здоровьем.

Известно, что  постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление  без физической разрядки вызывают тяжелые  функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление  преждевременной старости. 
 

1.

Трудовая  деятельность человека является основой его существования. Поэтому физиологи, гигиенисты, психологи, специалисты в области эргономики труда детально изучают все стороны трудового процесса.

1.1.

Любой труд протекает  в конкретной реальной среде. Поэтому  широкое распространение получило представление об условиях труда. Существуют разные определения этого понятия, но чаще всего под условиями труда  понимаются все факторы, от которых  зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы:

1) Санитарно-гигиенические  факторы - микроклимат (температура,  влажность воздуха, скорость движения  воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими компонентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.

2) Психофизиологические  факторы - это большая группа  факторов, включающая характер режима  труда и отдыха, тяжесть и напряженность  труда, рабочие позы, величину  нагрузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загрузки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска и т. д.

3) Социально-экономические  факторы - это группа факторов, включающая социальную защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.

4) Эстетические  факторы - интерьер рабочего помещения,  форма, цвет изделия, с которым  приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п.

1.2.

Физический  труд - это «вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов» . Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргонометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

1.3.

Умственный  труд - это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории». Результат умственного труда –« научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей». Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от целей, которые ставит человек перед собой .

К неспецифическим  особенностям умственного труда относят прием и переработку информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

Любого рода деятельность или работа заканчивается  утомлением. Данной проблемой занимаются биологи, физиологи, гигиенисты и социологи, так как вопросы предупреждения утомления и реабилитаций непосредственно связаны с производительностью труда. 

2.

Термин "утомление" имеет до 100 различных определений. Обозначим его следующим образом :

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. 
 
Психологи отмечают, что при развитии утомления у человека появляется особое состояние психики, которое называется утомляемостью - субъективное отражение возникающих в организме процессов, приводящих к утомлению. Так, например, возникает чувство слабосилия. Оно появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в том, что возникает переживание особого тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу. При этом возникает расстройство внимания - при развитии утомления человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, у него появляются хаотическая подвижность, неустойчивость. Возникают расстройства в сенсорной области - при утомлении изменяется работа рецепторов, например, возникает зрительное утомление - снижается способность перерабатывать информацию, идущую через зрительный анализатор; при продолжительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность. Возникают нарушения в моторной сфере: происходит замедление движений, появляются торопливость движений, расстройства ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений. Наблюдаются дефекты памяти и мышления, ослабляются воля, решительность, выдержка, самоконтроль.

Утомление может  появляться как при умственной, так  и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением  продуктивности интеллектуального  труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление  проявляется нарушением функций  мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности  движений. 
 
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). 
 
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. 
 
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. 
 
 

3.

Переутомление - это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. 
 
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. 
 
 При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. 
 
В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. 

4.

Труд и отдых - две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых - состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

Активный отдых - это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.

При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания работы работа мозга полностью не угасает, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде.

Правильная организация  труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности.

5.

Восстановление - «процесс возвращения показателей гомеостазиса и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ».

Восстановление  исходного состояния происходит по принципу саморегуляции. При этом наблюдается гетерохрония в восстановлении функций различных систем организма. Установлено, например, что после работы средней тяжести величина потребления кислорода возвращается к исходному уровню раньше, чем снижается до нормы концентрация молочной кислоты в крови, а восстановление уровня резервной основности крови затягивается на более долгий срок.

Процессы восстановления энергетических ресурсов в самой  скелетной мышце также протекают  гетерохронно. Например, содержание АТФ возвращается к исходному уровню через несколько секунд или минут, креатинфосфат восстанавливается несколько медленнее, для достижения исходного уровня гликогена требуются уже десятки минут, а иногда - несколько часов, содержание белков восстанавливается еще позже. Гетерохрония восстановительных процессов выражена тем более ярко, чем тяжелее функциональные нагрузки.

Информация о работе Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности