Понятие и сущность физической культуры. Её влияние на здоровье человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы объясняется тем, что необходимо cначала разобраться, что собой представляет, физическая культура (как и любая другая культура), на какие виды делится и какова её роль в общественной жизни и культуре человека. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Люди сталкиваются в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Связи физической культуры с трудовой деятельностью  прослеживаются во многих аспектах.

     1. Любой трудовой процесс имеет  фазу врабатывания, а при его  большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

     2.Некоторые   современные виды труда характеризуются   малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной кой на отдельные  части тела, на отдельные функции  организма. Средства физического  воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

     3. В  современном производстве пока  еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

     4.Ряд   видов труда требует специальной   физической подготовленности, которая  может быть обеспечена только  специфическими средствами и  методами физической подготовки. 

     5.В   современном производстве в связи   с научно-техническим прогрессом  наблюдается тенденция смены  профессий у трудящихся. Хорошая  общая физическая подготовленность  расширяет возможности для соответствующей  адаптации и овладения новыми профессиями.

     Внедрение физической культуры в научную организацию  труда (НОТ) является существенной необходимостью. Научная организация труда, основываясь  на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает  оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

     Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

     Данная  цель конкретизируется в следующих  специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

     1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

     2. В процессе непосредственной  трудовой деятельности (т.е. в  течение рабочего дня) способствовать  оптимальной динамике (ускорению  врабатывания, поддержанию высокой  работоспособности и замедлению темпов ее снижения).

     3. В послерабочее время путем  специально направленного активного  отдыха содействовать восстановлению  работоспособности, а также устранению  негативных сдвигов в физическом  состоянии организма, вызванных  неблагоприятными условиями труда.

     От  успешного решения перечисленных  задач в немалой степени зависят  здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Физическая культура: оздоровительная и реабилитационная направленность.

     Оздоровительная и реабилитационная направленности как важнейшие принципы системы физического воспитания    Суть  данных принципов заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья.

     Наукой  доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.

     Проблема  движения и здоровья имела достаточную  актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие" Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

     В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и  продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень  физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества.

     В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического  труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).    Тесная  связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.ААгаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Баль-севич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, ГАзхтапб, .Г.К.ХУПтоге и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

     Для нормального функционирования человеческого  организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает  вопрос о так называемой привычной  двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного  профессионального труда и в  быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности  организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости  от возраста, пола и массы тела), что  соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них  на мышечную деятельность должно расходоваться  не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные  энергозатраты поддерживают жизнедеятельность  организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания  и кровообращения, сопротивляемость организма.

     В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность в среднем  до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых  для нормальной жизнедеятельности  организма, составил, таким образом, 2 – 3 МДж (500 – 750 ккал) в сутки. Интенсивность  труда в условиях современного производства не превышает 2 – 3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин), обеспечивающей оздоровительный и  профилактический эффект. В связи  с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять  физические упражнения с расходом энергии  не менее 350 – 500 ккал в сутки (или 2000 – 3000 ккал в неделю).

     Чтобы физическая культура оказывала положительное  влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

     1.средства  и методы физического воспитания  должны применяться только такие,  которые имеют научное обоснование  их оздоровительной ценности;

     2.физические  нагрузки обязаны планироваться  в соответствии с возможностями  учеников;

     3.в  процессе использования всех  форм физической культуры необходимо  обеспечить регулярность и единство  врачебного, педагогического контроля  и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

     Принцип оздоровительной направленности обязывает  специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

     -  совершенствовать функциональные  возможности организма, повышая  его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

     - компенсировать недостаток двигательной  активности, возникающей в условиях  современной жизни.

     Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

     К настоящему времени разработан и  практически апробирован целый  ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность.

     Это, прежде всего:

     контролируемые  беговые нагрузки (система Купера);

     режим 1000 движений (система Амосова);

     10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

     бег ради жизни (система Лидьярда);

     всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза);

     произвольное  поочередное сокращение мышц тела без  изменения их длины в течение  всей «бодрствующей» части суток (скрытая  изометрическая гимнастика по Томпсону);

     калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с

     акцентом  на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

     В настоящее время появились новые  направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный  эффект. К ним мож«о причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

     В России разработана и внедрена в  практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

     Выбор той или иной методики занятий  физическими упражнениями с оздоровительной  направленностью соотносится с  реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

     Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается  лишь только в тех случаях, когда  они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.    Не  менее положительное влияние  регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Информация о работе Понятие и сущность физической культуры. Её влияние на здоровье человека