Подвижная игра-основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения подвижной игры
Сущность, необходимость физического воспитания
Подвижная игра, ее определение и специфика
1.3 Значение, классификация подвижных игр
Глава 2. Методика проведения подвижных игр
Глава 3. Характеристика игр с элементами спортивных игр.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная спортив. игра..doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Каждую игру на местности  надо подготовить заранее, для чего в первые дни пребывания в оздоровительных лагерях, детей необходимо ознакомить с окраинами, запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п.. С этой целью следует провести несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен провести подробное разыскание местности, наметить исходные пункты групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать с всеми игроками правила и условия игры, то есть способы передвижения, маскировка, ориентирование по карте, способы разыскания, пользование компасом. Тренер или несколько тренеров должны подготовить судий – посредников, которые бы доброе знало ход игры, ее задача, умели всегда оценить и найти правильный выход из любого положения. Желательно, чтобы суть – посредники самые не принимали участие в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определили победу той или другой команды. Суть – посредники должны иметь нарукавную повязку или другой знак, который выделял бы их среди игроков.

Каждая игра на местности  должна начинаться и заканчиваться  за заранее определенными сигналами. После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей ( группы или команды ), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи и судий – посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

 

 

Заключение

Период школьников совпадает  с формированием духовных и физических качеств человека, с подготовкой  к выполнению социальных функций  в условиях демократического общества. Физическая культура – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Проблема нормирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

Большое влияние подвижные игры оказывают на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Перед тем как выбрать  определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность.

При отборе игры надо учитывать  форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они доброе знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачной.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто  применяют жеребьевку в виде счета. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, Помощники и судьи назначаются из учеников, уволенных за состоянием здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая погрузка чьей игры противопоказанное. Если таких учеников нет, то помощников и судий назначают из числа игроков.

Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время  специального перерыва, а (игроку в  настоящее время оставаться на своих местах).

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической погрузки, определение которого есть более  сложным, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Окончание игры может быть своевременной (если игроки получили достаточное физическое и эмоциональное погрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. После окончания игры необходимо подбить итоги.

Проблема нормирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

В результате среди школьников и студентов велик процент  с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенности к частым заболеваниям.

Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств  школьникам необходим двигательный режим в который должны входить  не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость подвижные игры.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Подвижные игры, прежде всего средство физической культуры детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика игр с элементами спортивных игр.

Городки. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке» Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата («города»). В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющий бросает биты с полукона. После того, как будут выбиты-все городки, ставится новая фигура.

Порядок построения фигур  постепенно усложняется.

«Забор» — все городки  ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга.

«Бочка» — все городки  ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него)

«Ворота» — две  пары городков ставят на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху, как перекладина.

«Колодец» — один городок  ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых.

«Письмо» — один городок  ставят в центре квадрата, остальные — по углам и др»

Выигрывает тот (или  та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется  играть более 2—3 партий подряд.

Детей важно научить правильно бросать биты. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

Дети старшей группы учатся выбивать городки с полукона и с кона. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.

Обучать игре в малый теннис начинают с 5—6 лет. Проводят упражнения с мячом (бросание мяча в стену и ловля его одной и двумя руками, подбрасывание и ловля, перебрасывание через сетку), с ракеткой (разные способы действий), с мячом и ракеткой вместе (подкидывание и отбивание мяча ракеткой, направление его через сетку партнеру и др.). В процессе игры каждый участник выполняет пять подач, играют до 15 очков. Продолжительность игры 20 минут.

Играть в настольный теннис учат в подготовительной группе. Игрок, подающий мяч, слегка подбрасывает его левой рукой к ударяет по нему ракеткой так, чтобы мяч, ударившись о стол, перелетел через сетку, не задев ее, м ударился о стол на стороне принимающего. Играющие подают мяч по очереди по 5 раз каждый. Очко получает тот, кто проявил больше ловкости, сумел вовремя отбить мяч со своей половины стола.

Счет ведется до 51 очков (количество подач и счет может  меняться по договоренности играющих). Партия считается выигранной при перевесе счета не менее чем в 2 очка.

Сначала дети учатся держать  ракетку, выполняют подводящие упражнения: поворот кистей рук влево и  вправо, вверх и вниз, жонглирование  ракеткой и мячом (подбрасывать вверх, о пол, о стенку), ходьба, бег с  ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его.

После этого дают упражнения на столе: бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; ударить и отразить мяч ракеткой; ударять по мячу так, чтобы он стукнулся  о стол несколько раз а др.

 

В дальнейшем выполняются упражнения на столе с сеткой.

Длительность занятия  в подготовительной группе 2530 мин.

Волейбол. Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками.

Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. Для этого используется «Школа мяча». На втором этапе (подводящем) детей учат выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил:

Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.

Подавать мяч в игру не с угла, а с поля.

Дети играют до 15 очков, затем меняются полями. Команда получает очко, если противник не поймал мяч, или если мяч подающего коснулся сетки, или если мяч ушел с поля.

Баскетбол. Детей учат ловле и передаче мяча, броскам мяча двумя руками в корзину, ведению мяча.

В подготовительный период детей 5 лет учат попадать мячом в  корзину с места двумя руками от груди, перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести  мяч правой и левой рукой. С детьми 6 лет проводятся следующие упражнения: передача мяча друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча; перебрасывание мяча друг другу от груди в движении; ловля мяча, летящего на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, внизу, у пола и т. д.) и с разных сторон; бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча с разного расстояния (13 м); ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова продвигаясь по сигналу. 8 основной период дети осваивают правила игры в баскетбол играют по упрощенны и правилам.

Хоккей. В старшей группе дети осваивают ведение (прокатывание) мяча (шайбы} клюшкой на снегу, льду (без коньков), траве в заданном направлении; прокатывание шайбы друг другу в парах, удары по шайбе и попадание в ворота.

В подготовительной группе даются задания вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы; прокатывать  шайбу клюшкой друг другу; задерживать  клюшкой шайбу; обводить шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними; забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева; попадать шайбой в ворот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: изд-во РУДН, 2007 - 22 с.
  2. Багиев Г.Л. Подвижные игры. СПб., –2008 - 204 с.
  3. Богданова Л.В. Подвижные игры - Учебник для институтов физической культуры. 4-е переработанное и дополненное издания. Г. «Физкультура и спорт» 2008 - 40 с.
  4. Данилевский Ю.А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств. Волгоград., 2007 - 11 с.
  5. Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры. М –2008 - 97 с.
  6. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФИС, 2007 - 24 с.
  7. Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика. СПб., 2009 - 105 с.
  8. Люкшинов Н.М. Спортивные и подвижные игры. 2007 - 128 с.
  9. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М., 2009 - 40 с.
  10. Ованесян А.А. Педагогические основы физической культуры. – М., 2008 - 369 с.
  11. Приступов О. Л. Внедрение физической культуры в учебно-воспитательном процессе. М., 2010 - 102 с
  12. Сторона О. Л. Физическая культура в физическая культура детей. М., 2008 - 357 с.
  13. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под общей ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2004 - 69 с.
  14. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. - М.: изд-во АСВ, 2007 - 298 с.

Информация о работе Подвижная игра-основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка