Пешие прогулки и походы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

В семье ребенок окружен заботой и любовью родителей. Они всячески балуют его и порой стараясь обеспечить ребенку максимум благ они совершенно забывают о том, что ребенку необходимы и другие проявления их любви. Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Здоровый образ жизни. 4
Закаливание. 4
Режим дня. 8
Глава 2. 10
Пешие прогулки и походы. 10
Плавание. 12
Лыжные прогулки. 12
Катание на коньках. 14
Езда на велосипеде. 14
Бег 15
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Смоленский государственный университет.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение.

 

В семье ребенок  окружен заботой и любовью  родителей. Они всячески балуют его  и порой  стараясь обеспечить ребенку максимум благ они совершенно забывают о том, что ребенку необходимы и другие проявления их любви. Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

Сегодня воспитанию детей посвящено огромное количество книг, статей и журналов. Все они  не устают замечать, что для ребенка  необходимо как духовное, так и физическое развитие. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.

Таким образом  мне кажется, что родители просто обязаны развивать ребенка физически, приучать его к ведению ЗОЖ  и личной гигиене. 
Глава 1. Здоровый образ жизни.

Здоровый образ  жизни и его основные составляющие. 

Здоровый образ  жизни – это способ жизнедеятельности  сохранения и укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка  здоровым – это значит с самого раннего детства научить его  вести здоровый образ жизни. Его  основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Закаливание.

Закаливание –  это комплексная система оздоровительных  воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

Закаливание должно быть систематическим. При закаливании в организме ребенка тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям.

Закаливание может  проводиться с помощью окружающего  воздуха. В помещениях для детей  его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 18° (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 16° до 23°. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.

     Ребенка необходимо одевать в соответствии с погодой и временем года. Осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже  само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Прогулки дошкольников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.

     Основу  традиционного метода воздушных  ванн для закаливания детей составляет постепенное снижение температуры  воздуха от + 20° до + 10° с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком  – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности  стопы имеется много температурных  рецепторов, которые непосредственно  связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки.

Эффективность закаливания возрастает при использовании  специальных температурных воздействий  и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.

По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность.

Успешно применяется  в массовой практике нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.

Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка  одеялом, мама открывает фрамугу  или окно и доводит температуру  в спальне до +15-14°. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 22°. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-20°. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

     Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка  к сквознякам, к продолжительным  охлаждениям и перегреваниям.

     Хорошим закаливающим и общеукрепляющим  средством могут быть – при  соблюдении правил их выполнения –  солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит  в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

     Поэтому первые солнечные ванны в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +20° и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15-20 минут.

Полезно принимать  солнечные ванны в движении –  в подвижных играх или занимаясь  физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка.

Солнечное закаливание  обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

Более сильным, чем воздух, закаливающим средством  является вода, теплопроводность которой  в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен.

Все традиционные методы водного закаливания делятся  на общие и местные. К первым относятся  обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук  и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных  способов закаливания является контрастное  обливание ног: сначала холодной водой – 24-25°, затем теплой – 36° и вновь холодной.

Наиболее сильным  оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28° и воды не менее 22°.

     Существует  ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной  подготовки детей к этой сильной  закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередном погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-36° и 18-20°).

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут  и должны быть друзьями ребенка с  первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

Режим дня.

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто  так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности школьника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся.

Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

Правильно организовать режим дня школьника – это:

  • обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отдыха ко сну;
  • предусмотреть регулярный прием пищи;
  • установить определенное время приготовления уроков;
  • выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.

Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать – начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей  в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность  сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается.

Большую часть  времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.

Дети, которые  мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо  сопротивляются инфекциям, не могут  быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.

Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание  за какие-либо проступки.

     В режиме дня детей необходимо предусмотреть время, которое используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы для конструирования или рисования, и для занятий спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу.

Найдите место  в режиме дня посильному труду  детей – общественно полезному,

Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для  завтрака и для ужина и 30-35 минут  – для обеда.

Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени.

Очень хорошо детям перед сном спокойно погулять минут 20-30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры.

Информация о работе Пешие прогулки и походы