Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий в ДОУ

Автор: v******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:30, лекция

Описание работы

1. Физическая культура дошкольников: проблемы и перспективы.
2. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания.
3. Условия обеспечения оздоровительной направленности физкультурных занятий.
4. Основные варианты оздоровительных физкультурных занятий.

Работа содержит 1 файл

Лекция.docx

— 35.38 Кб (Скачать)

Стимулируют развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.п. На это указывали Ю.Ф. Змановский, Н.М. Амосов и другие ученые. Детские годы необычайно важны не только для развития основных органов и систем организма, но также и для формирования физического склада человека. Организм ребенка в отличие от взрослого очень пластичен и легче поддается воздействию, нежели организм взрослого человека.

Развитие дыхательной  системы, сущность деятельности которой  заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движениями. Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок.

Система иммунобиологической  защиты достаточно сложная, но и она  связана с движениями. Это движения особого рода. Они происходят благодаря  деятельности терморегуляционного аппарата. Другими словами, деятельность терморегуляционного аппарата — это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Но, как показали исследования, включение терморегуляционного аппарата автоматически приводит к включению системы иммунной защиты. И чем чаще он включается, тем интенсивнее «тренируется» система иммунной защиты, совершенствуя свои качества.

Можно бегать на свежем воздухе, заниматься плаванием, обливаться прохладной водой или  загорать на солнце, но при этом серьезных  положительных сдвигов в отношении  укрепления здоровья не только не иметь, а, напротив, ухудшить его показатели. Это происходит в том случае, если не соблюдается определенный минимум  нагрузок и они нерегулярны. Н.М. Амосов говорил, что «нельзя обрести  здоровье, сделав 10—12 упражнений, или  пройти пешком километр за 20 минут».

Суть оздоровительных  физических упражнений заключается  в наращивании резервных мощностей  организма. Поэтому крайне важно  правильно планировать физические нагрузки, как в течение недели, так и в течение месяца. В  основе этого планирования лежат  физиологические закономерности восстановительных  процессов. После любой мышечной деятельности вначале наблюдается  фаза понижения работоспособности, а затем достижение исходной и  выше исходной. Этот момент наиболее благоприятен для повторной физической нагрузки. В соответствии с этим выстраиваются  микроциклы (недельные нагрузки) и  макроциклы (нагрузки в течение месяца) физкультурной деятельности.

Основным принципом  построения недельного цикла является чередование больших, средних и  малых тренировочных нагрузок. Это  обеспечивает лучший оздоровительный  эффект и лучшее восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и  по интенсивности. Характер чередования  нагрузок по интенсивности отражает общий принцип проведения занятий оздоровительной направленности. Это означает, что на одном занятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы), тогда как другие в это время отдыхают. Это увеличивает сроки отдыха тех систем, которые были нагружены на предыдущем занятии, и способствует их более быстрому восстановлению. Так, например, нагрузка аэробного характера, направленная на развитие общей выносливости (так называемые «занятия-тренировки»), сопровождается большими энергозатратами с обеднением углеводных ресурсов, которые восстанавливаются не раньше, чем через неделю. Однако уже через 48 часов может быть проведено занятие смешанного характера при средней частоте сердечных сокращений для детей 5—6 лет, например, 140—150 ударов в минуту со значительно меньшим расходом энергии.

Составляя микро- и макроцикл деятельности, следует помнить, что физическое воспитание — это не только нагрузка, но и отдых, вернее, чередование нагрузки и отдыха. И об этой его части — отдыхе — часто забывают. А ведь именно в это время протекают процессы по перестройке и реконструкции организма, обеспечивающие развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем. Если отдых недостаточен или неполноценен, эти процессы нарушаются. Режим отдыха должен быть включен в схему микроцикла так же, как и расписание занятий. Не случайно в предыдущей лекции мы уделили особое внимание организации сна детей, а в других подробнее остановимся на организации релаксационных пауз во время физкультурных занятий.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:

Система физического  воспитания должна быть ориентирована  на:

Повышение резервов сердечно-сосудистой системы. Оно происходит при условии, что не менее 60% движений, составляющих содержание физкультурного занятия, являются циклическими.

  1. Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
  2. Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
  3. Регулярность физических нагрузок, способствующих нарастанию резервных мощностей организма ребенка.
 

 

3.

Условие первое

Двигательные  нагрузки на физкультурном занятии  должны быть строго дозированы по частоте  сердечных сокращений (ЧСС). В качестве основного принципа их организации  должен быть провозглашен лозунг «Только  аэробика!». Это означает, что занятие  должно быть полностью аэробным, со стопроцентным обеспечением организма  кислородом. Образование кислородной  задолженности при физических упражнениях  у детей недопустимо: оно может  привести к опасным последствиям для растущего организма.

Условие второе

После интенсивных  или длительных движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) в занятии должны быть предусмотрены  паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию. И только после того, как пульс  вернется к норме, можно предложить детям следующий вид упражнений. Это предотвратит опасность работы организма в анаэробном режиме.

Условие третье

Две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера, поскольку именно они  «тренируют» сердечно-сосудистую систему. Предпочтительнее всего такие движения, как ходьба и бег, так как для их организации особых условий не требуется. При наличии в дошкольном учреждении бассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детей существенно обогащаются.

Условие четвертое

Органичной частью содержания оздоровительного физкультурного занятия должны стать закаливающие процедуры. Во время такого занятия  дети должны принимать воздушные  ванны, ходить босиком по мокрым дорожкам и т.п., в зависимости от возможностей дошкольного учреждения и рекомендаций врача. Но в любом случае физкультурные  занятия должны заканчиваться водными  процедурами. Дети могут обтереться влажным полотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности, принять душ. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная. Важно  смыть испарину, которая при правильно  подобранных нагрузках обязательно  выступит на теле. Дело в том, что  во время активных движений через  кожные поры выбрасывается наружу большое  количество вредных для организма  веществ. Организм как бы выталкивает  их наружу. Но через несколько минут  начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны  водные процедуры, чтобы не дать вредным  веществам «вернуться» в организм ребенка.

Условие пятое

В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие  детей правильно дышать или рекомендованные  врачом комплексы лечебных дыхательных  упражнений. Не следует увлекаться гимнастиками Стрельниковой, Бутейко  и т.д. Для их проведения нужны  профессионально подготовленные специалисты-медики. Кроме того, дети могут выполнять  такие упражнения только под контролем  врача, ибо самодеятельность воспитателей в таком случае может привести к тому, что работа дыхательной  системы ребенка будет нарушена. Важно научить детей основным способам дыхания: свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха), поверхностному (носиком, как собачки), грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания.

Учить детей  правильному дыханию следует  исподволь и весело. С этой целью  можно использовать различные вспомогательные  приспособления: шарики, пушинки, свистки  и т.п. В этом случае дети быстрее  приобретают требуемые навыки.

Условие шестое

Упражнения, развивающие  координационные механизмы нервной  системы, способствующие психомоторному развитию детей, являются обязательным компонентом оздоровительного физкультурного занятия. К ним относятся упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и др.

Условие седьмое

В определенный момент занятия дети должны получить эмоциональную разрядку. Для этого нужно рассмешить их, поднять им настроение. Дети всегда ведут себя шумно во время подвижных игр, кричат, радуются свободе движений. Но при этом они эмоционально заряжаются, а следовательно, испытывают (иногда большое) напряжение. Например, они волнуются, что будут пойманными «хитрой лисой». Поэтому требуется создавать ситуации, способствующие эмоциональной разрядке, но снижающие двигательную активность детей. Такую эмоциональную разрядку дети могут получить, например, во время свободной двигательной деятельности детей на физкультурном занятии. Отличной эмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение. Кроме того, исследованиями установлено, что во время эмоциональной разрядки повышается способность организма к усвоению кислорода. Другими словами, эмоциональная разрядка дает двойной оздоровительный эффект.

В заключение следует  сказать о том, что только при  соблюдении всех вышеуказанных условий  физкультурное занятие является оздоровительным.

4.

1. Занятия обычного  типа, так называемый  «классический вариант». Их можно найти в многочисленных методических пособиях. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, следует вспомнить об основных требованиях, при которых занятие, несомненно, даст оздоровительный эффект. Это значит, что его лучше проводить на свежем воздухе, а если в физкультурном зале, то босиком и только в трусиках, без маечек. В его содержании должны найти место дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. Можно в течение 5—6 минут предоставить детям возможность позаниматься на любимом спортивном оборудовании или тренажерах. Не будем перечислять, загляните лучше в начало лекции.

2. Игровые занятия,  построенные на  основе подвижных  игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Разрабатывая подобные занятия, следует включить в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, водные и воздушные процедуры. И не забыть о том, что большая часть игр должна включать бег, как универсальное циклическое движение.

3. Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие хорошо обыгранные занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий должны быть включены разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие. Водные процедуры после занятия обязательны.

4. Сюжетно-игровые  занятия. Они хорошо вписываются в прогулку. Они имеют условное название: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т.п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т.п.

5. Занятия на спортивных  комплексах и тренажерах. Такие занятия дают оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Оздоровительное спортивное оборудование помогает решить проблему дефицита пространства, а кроме того, позволяет выполнять детям их любимые движения: вис, качание, вращение, лазание.

6. Занятия, построенные  на танцевальном  материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Это в высшей степени полезные для здоровья занятия. Немного истории. О пользе танцев для здоровья говорил еще древнеримский врач Гален. Он рекомендовал использовать музыку и танцы… при укусах ядовитых змей. Ему вторил Ниркус, спутник Александра Македонского по восточным походам, и рассказывал, что в Индии танцы считались единственным средством, спасающим от смертоносных укусов. Предполагалось, что, танцуя, человек разогревается и с потом из организма удаляется яд. Позднее была выдвинута иная точка зрения: чаще всего причиной гибели человека является не яд, а ужас перед неотвратимой гибелью; значит, музыка — это не противоядие, а средство устранения психической травмы. Как бы то ни было, танцы по сей день занимают достойное место в народной медицине, а современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

7. Самостоятельные  физкультурные занятия.  Модификации этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству физорга и воспитателя. Смысл этих занятий заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. Педагогическая ценность этих занятий огромна. В оздоровительном же плане — это прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Ниже мы приводим краткую схему подобного занятия.

Информация о работе Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий в ДОУ