Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:57, курсовая работа
В СССР миллионы женщин занимаются физической культурой и спортом. Многие из них достигли в спорте выдающихся результатов. Круглогодичная тренировка женщин-легкоатлеток включает в себя, так же как и у мужчин, обучение спортивной технике и тактике, физическую подготовку (общую и специальную), воспитание моральных и волевых качеств и теоретическую подготовку.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ С ЖЕНЩИНАМИ
В СССР
миллионы женщин занимаются физической
культурой и спортом. Многие из них
достигли в спорте выдающихся результатов.
Круглогодичная тренировка женщин-легкоатлеток
включает в себя, так же как и у мужчин,
обучение спортивной технике и тактике,
физическую подготовку (общую и специальную),
воспитание моральных и волевых качеств
и теоретическую подготовку. Этот процесс
тренировки осуществляется на основе
общих принципов, задач, средств и методов,
изложенных выше. Следовательно, по структуре
система тренировки женщин в легкой атлетике
та же, что и у мужчин. Но ее содержание,
планирование, интенсивность, объем имеют
некоторые отличия, обусловленные биологическими
особенностями организма женщин. Известно,
что в среднем показатели физического
развития и функциональных возможностей
женщин ниже, чем у мужчин. Так, у женщин
меньше рост и вес, туловище несколько
длиннее, а конечности короче. Ширина таза
у женщин несколько больше, чем у мужчин,
а ширина плеч меньше. Подвздошные кости
у женского таза более развернуты. Вследствие
этого тазобедренные суставы отстоят
несколько дальше один от другого. Перечисленные
особенности пропорции женского тела
определяют более выгодные условия при
опоре на нижние конечности, но ограничивают
быстроту передвижения, а также высоту
прыжков. Мускулатура женщин развита меньше,
чем у мужчин; она обычно не превышает
35% веса тела (у мужчин 40—45%). Отложений
жировой ткани у женщин значительно больше
(до 28% и более), чем у мужчин (в среднем
18%, по С. П. Летуноиу и Р. Е. Моты-лянской),
в связи с чем у них создается менее выгодное
соотношение между мускулатурой и весом
тела. Вместе с тем в процессе систематической
тренировки в указанные показатели физического
развития женщин вносятся серьезные поправки.
Сильнейшие советские легкоатлетки достигают
высокого уровня в абсолютной силе (по
сравнению со средними данными мужчин,
не имеющих высоких спортивных разрядов).Женщины
гибче, чем мужчины, так как у них эластичнее
связочный аппарат и лучше способность
мышц к растягиванию. Им относительно
легче выполнять движения с большой амплитудой.Функциональные
способности органов кровообращения и
дыхания у женщин несколько меньше, чем
у мужчин. Меньшая величина женского сердца
определяет более низкий ударный объем.
В связи с этим минутный объем сердца обеспечивается
большей частотой его сокращений. Сердечные
сокращения и дыхание в покое у женщин
чаще, чем у мужчин. У них также меньше
жизненная емкость легких, легочная вентиляция
в минуту и поглощение кислорода в минуту.
В целом несколько более слабому физическому
развитию женщин соответствуют и несколько
более слабые функции их органов и систем.
В спортивной тренировке женщин (при подборе
физических упражнений, установлении
дозировки, планировании тренировки) важно
учитывать состояние их половой сферы
и циклический характер процессов, происходящих
в половом аппарате. Нередко считают, что
в предменструальной и менструальной
фазах спортсменкам не следует тренироваться
и тем более участвовать в соревнованиях.
Вместе с тем известны случаи, когда легкоатлетки
в этих фазах цикла выступали в соревнованиях
и показывали рекордные результаты. Исследования
С. А. Ягунова и Л. Н. Старцевой показали,
что у спортсменок, продолжающих тренироваться
и участвовать в соревнованиях в предменструальной
и менструальной фазах цикла, спортивные
успехи бывают обычными, а нередко и рекордными
(81,6%). Ухудшаются результаты лишь у 18,4%-
В то же время у спортсменок, не тренирующихся
в этих фазах, спортивные успехи в соревнованиях
остаются на обычном уровне (56,5%) или снижаются
(43,5%). У спортсменок, продолжающих тренироваться
в период месячных, обычно нет морфологических
и функциональных отклонений от нормы.
При наблюдении за такими спортсменками
оказалось, что тренировочные занятия
и участие в соревнованиях в период месячных
очень редко (1,2%) сопровождаются нарушениями
цикла. Участие в соревнованиях в указанных
фазах спортсменок, имеющих отклонения
от нормы в половой сфере, может привести
к неблагоприятным изменениям в характере
менструальных циклов (до 21%). На здоровье
спортсменок, перенесших воспалительные
процессы внутренних половых органов,
участие в соревнованиях отражается неблагоприятно
в 78% (С. А. Ягунов, Л. Н. Старцева). Кроме
уровня физической подготовленности и
состояния здоровья надо принимать во
внимание еще и то, что характер реакции
организма женщин на овариально-менструальный
цикл может быть разным. С. А. Ягунов и Л.
Н. Старцева установили, что по характеру
протекания этих циклов и реакции организма
на них женщин можно разделить на четыре
группы. К 1-й группе (55,6%) отнесены спортсменки,
у которых во всех фазах цикла хорошее
самочувствие и общее состояние (по показателям
функциональных проб), высокие спортивные
результаты. У спортсменок 2-й
группы (34,5%) в период месячных преобладает
гипотонический синдром, характеризующийся
общей слабостью, быстро нарастающей усталостью,
сонливостью, отсутствием желания тренироваться.
У спортсменок 3-й группы (5%) преобладают
признаки гипертонического синдрома,
характеризующегося необычайной раздражительностью,
иногда возникновением скованности движений
и трудности расслабления; у некоторых
из них появляются боли внизу живота, реже
в области поясницы, головные боли, беспокойный
сон. У спортсменок 4-й
группы (4,9%) во время месячных возможны
общее недомогание, потеря аппетита, тошнота,
ноющие боли в суставах и мышцах, беспокойный
сон, учащение пульса и дыхания. Следовательно,
даже у здоровых женщин, не имеющих отклонений
в течение овариально-менструального
цикла и в состоянии половой сферы, реакция
организма на период месячных может быть
разной. Ясно, что в этот период может изменяться
и реакция организма на нагрузку в тренировочных
занятиях и соревнованиях. Почти у
половины спортсменок реакция на физические
и психические нагрузки может быть неблагоприятная.
Поэтому необходимо так планировать тренировки,
чтобы исключить их неблагоприятное влияние.
Но для этого надо определить характер
реакции организма спортсменки путем
врачебного контроля и
самоконтроля, при помощи наблюдений тренера
и показателей в контрольных упражнениях.
Спортсменки, отнесенные к 1-й группе, обладающие
отличной физической подготовленностью,
могут тренироваться и
участвовать в соревнованиях. Конечно,
при этом они обязаны соблюдать определенные
правила тренировки и участия в соревновании.
Что же касается спортсменок, отнесенных
к остальным трем группам, то им тренировка
и участие в соревнованиях в период месячных
противопоказаны. Вместе с тем надо учитывать
данные, полученные в ряде других исследований.
В них показано, что участие женщин в соревнованиях
в период менструации не только возможно,
но и желательно. Исследования Г. Эрдели,
проведенные на 729 венгерских спортсменках,
показали, что усиленная тренировка и
соревнования не
задержали у них начало менструации. Из
обследованных спортсменок 85% не показали
каких-либо изменений в цикле, 5% спортсменок
имели благоприятные сдвиги и 10% имели
неблагоприятные сдвиги. Но Г. Эрдели не
считает эти последние 10% очень значительным
фактом, так как процент неблагоприятных
сдвигов в контрольной группе на протяжении
многих лет был не меньше. Исследования
показали, что наилучшие спортивные результаты
были зафиксированы спортсменками в послеменструальный
период. Ухудшение спортивных результатов
в предменструальный период ученые объясняют
нервными и гормональными факторами: психологической
депрессией, раздражительностью, пониженной
выносли» востью, задержкой мочи и др.
Э. С. Ринда приводит данные опроса 17 специалистов
в области гинекологии по вопросу участия
женщин в соревнованиях и спортивных тренировках
во время менструального цикла. Результаты
опроса показали следующее: а) для
девушек и женщин без нарушения предменструального
периода почти все высказались за участие
в соревнованиях и тренировках. 12 из 17
специалистов рекомендуют участие в соревнованиях
и тренировках во время первой половины
менструального периода. Все опрошенные
специалисты рекомендуют участие в соревнованиях
и тренировках во второй половине менструального
периода, и ни один из них не рекомендует
полного покоя в какой-либо фазе этого
периода;
Многолетняя тренировка планируется так, чтобы высокие достижения приходились на годы спортивного расцвета. Лучшие в мире результаты в 1969—1970 гг. в беге на 100, 200 и 400 м показаны в 22—23 года. В беге на 800 м —в 23—24 года, а на 1500 м — в 24—25 лет. В барьерном беге средний возраст равен 25—25,5 года. В прыжках в высоту наивысшие результаты достигаются в 22—23 года, но наблюдается весьма заметная тенденция к снижению этого возраста еще на год; в прыжках в длину — в 24,5—26 лет; в толкании ядра — в 29 лет; в метании диска — в 29,5—30 лет; в метании копья — в 24—25 лет и в пятиборье — в 22—24 года. Однако бывают и несоответствия возраста победительниц с типичными возрастными границами. Так, например, в барьерном беге на 80 м олимпийскими чемпионами становились спортсменки в 31 год и 17 лет, в метании диска — в 36 лет и 24 года. Высоких результатов в легкой атлетике достигают многие спортсменки. Но преимущество обычно получают те, кто имеет более подходящее для избранного вида легкой атлетики соотношение роста и веса тела. Бегуньи на короткие дистанции обладают, как правило, высоким ростом (168—169 см) и небольшим весом (57—58 кг). Для сильнейших прыгуний в высоту и длину характерна большая разница между ростом и весом. Метательницы обладают значительным собственным весом (80—85 кг) и высоким ростом (174—175 см). Современный уровень спортивных результатов предъявляет все большие требования к разносторонней подготовке спортсменок. С первых занятий легкой атлетикой основное внимание надо обращать на всестороннее физическое развитие женщин, на укрепление их здоровья, на воспитание правильной осанки. В это время не следует увлекаться специализированной тренировкой в отдельном виде легкой атлетики и тем более форсировать тренировки с целью быстрого достижения высоких результатов. Это, бесспорно, окажется вредным для здоровья. Для того чтобы женщина-новичок достигла вершины в спорте, нужно терпеливо и настойчиво совершенствовать ее физическое развитие. В занятиях с подготовленными легкоатлетами надо больше внимания уделять специализации. Однако и здесь необходимо постоянно заботиться об улучшении всестороннего физического развития женщин на всем протяжении их тренировки. На первом этапе тренировки очень важно укрепить мышцы брюшного пресса и внутритазовую мускулатуру женщины, чтобы сохранить нормальное положение внутренних половых органов. Это имеет большое значение для правильной беременности и родов. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса подобрать не трудно. Сложнее укреплять мышцы тазового дна и увеличивать их эластичность. Дело в том, что воздействовать на мышцы тазового дна можно лишь косвенно, с помощью упражнений для мышц брюшного пресса, грушевидной, мышц тазовой области. Эффективны такие специальные упражнения: а) подъем ног на гимнастической стенке; б) подъем ног на гимнастическом столе с отягощением (3—5 кг) и без него; в) бросание набивного мяча из положения лежа на полу; г) подъем тела вверх из положения лежа на полу без отягощения и с отягощением (3—5 кг), ноги закреплены; д) подъем ног из положения лежа на животе на гимнастическом столе; е) из положения лежа на спине хват руками за рейку, ног подняты под углом 90°, опустить ноги на пол вправо и влево; ж) бро ски набивного мяча вверх из исходного положения приседа и полуприседа. Кроме того, полезны следующие упражнения: 1. Сесть на пол,; согнув ноги в коленях и держась руками за носки стоп. Разводить и сводить колени, оказывая сопротивление руками. 2. Лечь на правый бок, правую ногу вытянуть. Сгибать левую ногу, максимально притягивая колено к животу, и снова выпрямлять ее. То же правой ногой, лежа на левом боку. То же, но сгибать обе ноги, вытягивая их затем назад и немного приподнимая вверх. 3. Лечь на спину, согнуть ноги и, не отрывая спины от пола, поворачивать таз направо и налево, стараясь коснуться коленями пола. Рекомендуются также различные прыжки и подскоки, выполняемые многократно с средней интенсивностью. Помимо того, мышцы брюшного пресса, мышцы и связки тазовой области укрепляются в процессе занятий бегом и метаниями. С первых же занятий начинается и обучение технике легкоатлетических видов. На первых порах женщины овладевают элементарной техникой. Техника лучших легкоатлеток в беге, барьерном беге, прыжках и метаниях мало чем уступает технике мужчин. Методика обучения женщин технике отдельных видов легкой атлетики основывается на тех же принципах, что и у мужчин. Но имеются и некоторые особенности. Способности к координации движений помогают женщинам быстрее овладевать техникой в беге, прыжках и метаниях, выполнять движения мягко, с достаточно большой амплитудой. Но для овладения техникой, а тем более совершенствования в ней обычно у женщин недостает силы и быстроты. В связи с этим особенно важно сочетать обучение технике легкоатлетических видов с общей и специальной физической подготовкой (в частности, уделять достаточное внимание развитию мышечной силы). Особенно полезны такие упражнения, которые одновременно подводят к изучению техники и укрепляют организм физически. При обучении начинающих легкоатлеток важно следить за тем, чтобы физические трудности в отдельных упражнениях и общая нагрузка в занятии возрастали постепенно, на протяжении длительного времени. С этой целью применяются как наиболее простые виды легкой атлетики (бег, прыжок с места в длину, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»), так и упрощенные (прыжок в длину с малого разбега способом «согнув ноги», метание гранаты с места, бег через барьеры пониженной высоты с уменьшенным расстоянием между ними и др.). На таких занятиях улучшается всесторонняя физическая подготовленность легкоатлеток и развиваются необходимые им качества. Вместе с тем постепенное усложнение упражнений и повышение их трудности содействует воспитанию волевых качеств. И все-таки даже на первых занятиях с начинающими спортсменами не следует ограничиваться общераз-вивающими упражнениями. Новички, пришедшие на занятия легкой атлетикой, должны бегать, прыгать и метать. Это отвечает их желанию, повышает интерес к занятиям и вызывает стремление совершенствоваться.
В занятиях с женщинами последовательный переход от простого упражнения к более сложному может быть задержен, если понадобится улучшить те или иные физические качества. Так, например, обучению прыжку в высоту с разбега могут предшествовать различные упражнения, улучшающие прыгучесть. Также может быть растянуто обучение бегу на короткие дистанции, где обучать низкому старту рекомендуется лишь после того, как занимающиеся укрепят мышцы ног и приобретут необходимую быстроту бега. В обучении женщин технике легкоатлетических упражнений чаше пользуются промежуточными упражнениями, облегчающими переход к более сложным. При этом в большей мере, чем у мужчин, создаются облегченные условия, способствующие лучшему обучению. Так, основное препятствие в обучении прыжку в длину с разбега способом «ножницы» — малая длина полета, мешающая правильно выполнить «ножницы». Применяя прыжки с повышенной опоры или приземление на песчаный склон, увеличивают время полета и облегчают выполнение «ножниц». С этой же целью в обучении прыжкам в высоту используют небольшой трамплин. Слабо физически подготовленным женщинам, изучающим технику толкания ядра, приходится уменьшать вес снаряда. Особенно важно облегчать условия при обучении барьерному бегу (уменьшать высоту барьеров и расстояние между ними). Если женщины обладают хорошими природными физическими данными, не следует задерживать их рост и применять упражнения, без которых можно обойтись. Необходим индивидуальный подход. Преподаватель обязан учитывать все особенности занимающихся и в соответствии с этим применять наиболее эффективную методику. Женщины обладают большей, чем мужчины, эмоциональной возбудимостью, им свойственна повышенная чувствительность, поэтому успех воспитания, обучения и тренировки во многом зависит от педагогических способностей преподавателя. В занятиях с женщинами надо быть особенно внимательным, соблюдать чувство меры и такта в оценке выполнения, в замечаниях и т. п. Наиболее слабым и отстающим преподаватель должен уделять больше времени и внимания. Для наиболее сильных спортсменок можно организовывать дополнительные занятия. Важно сочетать развитие силы с овладением техники, с совершенствованием в ней. Так, например, О. Григалка считает, что техническая подготовка сильнейших толкательниц должна базироваться на преимущественном использовании утяжеленных ядер или других снарядов. Такая тренировка ведет к довольно быстрому росту результатов, так как она в наибольшей мере обеспечивает одновременное совершенствование техники и силовых качеств. Лучшие толкательницы упражняются с ядрами тяжелее стандартного на 1—2 кг и могут делать около 100 попыток в одном тренировочном занятии. Современные методы тренировки открывают большие перспективы и в силовой подготовке. Сила рук у лучших толкательниц (по О. Я- Григалке) превысила показатель 100 кг в жиме лежа при горизонтальном положении туловища. Они приседают с весом 140—150 кг при собственном весе в пределах 90 кг. И все же женщины отстают от мужчин по показателям абсолютной силы относительно веса ядра. Чтобы легкоатлетам получить заметное улучшение силовых качеств применительно к своему виду легкой атлетики, необходимо проделывать большую по общему объему силовую нагрузку, чем мужчинам, но с меньшим весом. В этом случае женщинам необходимо сделать большее количество «силовых подходов» и большее количество повторений в каждом подходе. Вот почему тренерам приходится терпеливо ждать качественного улучшения силы при подготовке метательниц, и они не должны требовать от спортсменок высоких результатов раньше времени. Календарные сроки периодов тренировки и деление ее на этапы в основном те же, что и у мужчин. Дополнительно в подготовительном периоде в занятиях с женщинами решаются задачи, вытекающие из учета их биологических особенностей: укрепляются мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины, поясницы, связки, фиксирующие внутренние органы, исправляются возможные искривления позвоночника, повышается жизненная емкость легких и др. Физические упражнения, которые применяются легкоатлетками в том или ином периоде тренировки, во многом сходны с упражнениями для мужчин, но нагрузка в тренировочных занятиях женщин в принципе меньше, чем у мужчин. Устанавливать нормы нагрузки нужно с учетом индивидуальных особенностей, не забывая о прямой связи допустимых нагрузок с уровнем функциональных возможностей и физической подготовленности. У выдающихся легкоатлеток уровень физической подготовленности выше. Они располагают значительно большими функциональными возможностями, чем мужчины, начавшие заниматься спортом. Естественно, что тренировочные и соревновательные нагрузки у женщин — мастеров спорта по легкой атлетике выше, чем у мужчин-новичков. У женщин — мастеров спорта общий объем тренировки приближается к объему у мужчин, а часто и равен ему. В таких видах, как прыжки, метания, подводящие упражнения (выполняемые со средней и максимальной интенсивностью), количество повторений изучаемого движения у женщин и мужчин может быть равным. В беге на короткие дистанции число отрезков может быть одинаковым, однако общее число метров у женщин меньше, чем у мужчин. Ряд упражнений (развитие силы с помощью больших отягощений, воспитание выносливости и др.) женщины выполняют значительно в меньшем объеме. Количество тренировочных занятий и соревнований в году у женщин может быть такое же, как у мужчин. Методические указания, касающиеся степени интенсивности выполнения упражнений, относятся в одинаковой мере к мужчинам и женщинам. Надо более внимательно относиться к проявлению максимальной интенсивности легкоатлетками, особенно начинающими, так как предельные напряжения требуют хорошей подготовленности организма. И если занимающаяся к этому еще не подготовлена, то следует избегать максимальных напряжений. Надо охранять начинающих легкоатлеток от резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий в момент приземления, рывка, подъема груза или своего тела на снаряде и т. п. Такие кратковременные усилия и нагрузки, как правило, очень велики и поэтому могут вызвать (особенно у неподготовленных спортсменок) отрицательные изменения во внутренних органах. Еще важнее остерегаться непосильных нагрузок, возникающих неожиданно, например при неумелом прыжке в глубину, при ловле тяжелого набивного мяча и т. д. Спортсменки могут применять без вреда для здоровья упражнения с возрастающим отягощением, но при этом должна быть строгая последовательность и преемственность в средствах на протяжении всего спортивного пути. Силовая подготовка спортсменок низших разрядов должна начинаться с комплексов общеразвивающих упражнений, направленных на развитие силы основных групп мышц (10—12 упражнений) и повторяемых в каждой тренировке. В дальнейшем можно увеличивать количество повторений и темп выполнения этих же упражнений. Следующим этапом должен быть комплекс общеразвивающих упражнений с отягощением небольшого веса (гантели 1—2 кг, набивной мяч 2—5 кг, мешок с песком 5—10 кг). Число повторений этих упражнений также постепенно увеличивается, а затем переходят к выполнению этих упражнений в более быстром темпе. Спортсменки I разряда и мастера спорта могут выполнять упражнения со штангой в большом объеме. При этом штанга используется как отягощение для выполнения специальных упражнений, более близких по своей структуре к прыжкам, бегу и метаниям. В качестве отягощения женщины используют также «живой вес». Удерживая на плечах партнершу, можно делать силовые упражнения для стопы, приседания и др. Большие напряжения испытывает организм спортсменки при проявлении выносливости, особенно к концу тренировочного упражнения, выполняемого при нарастающем утомлении. Следовательно, при проведении кроссов во время тренировок в беге от 400 до 20О0 м надо учитывать нарастание трудностей и напряжения к концу упражнения. Особенно важно об этом помнить при проведении тренировок в беге повторным и переменным методами. При определении допустимой нагрузки (по объему и интенсивности) во всех случаях решающее значение имеет физическая подготовленность спортсменки. Исследования показали, что в темпах роста отдельных показателей у женщин и мужчин имеются различия: в течение одинакового периода времени прибавки в росте, мышечной силе, жизненной емкости легких и т. п. у мужчин несколько больше, чем у женщин (С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская). Следовательно, в занятиях с женщинами повышать физические трудности следует более плавно, чем в тренировке у мужчин, и на большем отрезке времени. В особенности это относится к женщинам-новичкам и легкоатлеткам III разряда. Необходимо также учитывать, что у женщин период восстановления нередко более продолжителен, чем у мужчин. Ни в коем случае не следует форсировать тренировку женщин. Попытка возможно быстрее достигнуть спортивных успехов губит не только будущие рекорды, но и здоровье. Оптимальную постепенность можно сохранить лишь в том случае, если к каждому следующему занятию спортсменки полностью восстановят затраченные силы. В ряде случаев хорошо подготовленным спортсменкам разрешается применять более высокие нагрузки несколько дней подряд при неполном восстановлении сил. Однако в последующие дни организм их должен полностью восстановиться к следующей серии нагрузок. При планировании тренировок необходимо учитывать не только дни менструальной фазы, но и дни, предшествующие им и последующие. Начинающих и недостаточно физически подготовленных легкоатлеток не следует допускать к участию в соревнованиях в предменструальную и менструальную фазы. Тренировка с ними в эти дни фазы проводится со значительными ограничениями: снижается общий объем упражнений, уменьшается интенсивность (до 50— 60% от максимальной), исключаются упражнения для развития силы и прыгучести, особенно упражнения со статическим напряжением. Легкоатлетки старших разрядов в менструальный период обычно участвуют в соревнованиях и поэтому должны заранее готовиться к таким случаям. Во всех случаях, когда спортсменки допускаются к тренировочным занятиям даже с очень большими ограничениями в упражнениях и нагрузке, все же от занятий должен быть положительный эффект. В таких облегченных занятиях следует больше использовать имитационные упражнения без нагрузки для освоения изучаемой техники. Работоспособность женщин хотя и достигает кульминационной точки за несколько дней до начала менструальной фазы, однако наибольшие возможности для тренировки и участия в соревнованиях часто создаются уже через несколько дней после окончания менструальной фазы. Поэтому нужно, чтобы ритмическим волнообразным колебаниям менструального цикла соответствовала такая же кривая тренировочных нагрузок. В частности, на время повышенной работоспособности до и после менструального периода надо планировать максимальные тренировочные усилия и прикидки. На период сниженной работоспособности рекомендуется планировать неделю с наименьшей нагрузкой. При неблагоприятной реакции организма спортсменки на физическую нагрузку па дни предменструальной и менструальной фаз следует планировать гигиеническую гимнастику, прогулки и даже отдых. В заключение надо указать на исключительно важную роль врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля. Каждая спортсменка обязана регулярно проходить врачебно-гинекологический осмотр, позволяющий не только своевременно определить появление каких-либо патологических явлений, но и судить о правильности планирования и проведения тренировки. Если нет объективных изменений и жалоб, если занимающиеся здоровы, отлично себя чувствуют, если техника и результаты улучшаются, значит, тренировка проводится правильно. В процессе подготовки легкоатлеток тренеру необходимо вести тщательный педагогический контроль за состоянием тренированности. Динамика показателей различных сторон подготовленности, контрольные упражнения, наблюдения за поведением спортсменок и характером выполнения упражнений, беседы о перенесенных нагрузках помогут тренеру правильно решать вопрос о тренировке и участии в соревнованиях. В этом определенную помощь оказывает и самоконтроль. Кроме обычных данных спортсменка должна отмечать в дневнике и субъективные ощущения, возникающие в результате занятий легкой атлетикой в области малого таза (боли, чувство тяжести и др.), а также изменения в течение овариально-менструального цикла. Данные самоконтроля позволят врачу более обстоятельно анализировать состояние организма спортсменки и давать соответствующие рекомендации по дальнейшей тренировке.
Информация о работе Особенности методики занятий легкой атлетикой с женщинами