Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:24, доклад
Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним аспектам действительности, на других – к другим. Методика физического воспитания зависит от возрастных особенностей развития организма учащихся.
Особенности методики
физического воспитания в школьном
и старшем возрасте.
Школьный
возраст – один из самых сложных
этапов возрастного развития человека,
который охватывает достаточно большой
период времени и включает: рост,
дифференцировку органов и
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размера тела, главным образом за счет удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, уск4оряется рост в высоту позвонков. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Значительно увеличиваются темпы роста скелета – от 7 до 10 см, массы тела – от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Мышечная масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Сердце интенсивно растет. Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения у целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, без резкой смены темпа.
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.
Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Важно продолжить уделять внимание правильной осанке.
Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте – основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.
Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретение навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влияние на различные системы организма. Организация оптимального режима жизни, особенно двигательного, в этот возрастной период может обеспечить гармоничное развитие организма.
В среднем школьном возрасте у мальчиков целенаправленно и эффективно развиваются такие способности (по В.А.Муравьеву, Н.Н.Назаровой):
У девочек наиболее углубленно следует воздействовать на развитие таких способностей, как:
Старший
школьный возраст характерен относительно
спокойным и равномерным
При занятиях с девочками важно уметь щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину. Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируется в зависимости от пола. Необходимо формировать интерес и мотивацию физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Обучать методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80-85% максимальной. Рекомендуется при менять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений. Выполняемых под музыку. Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, которые особенно важно учитывать при занятиях физическими упражнениями.
Информация о работе Особенности методики физического воспитания в школьном и старшем возрасте