Особенности методики физического воспитания в школьном и старшем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:24, доклад

Описание работы

Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним аспектам действительности, на других – к другим. Методика физического воспитания зависит от возрастных особенностей развития организма учащихся.

Работа содержит 1 файл

Особенности методики физического воспитания в школьном и старшем возрасте.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Особенности методики физического воспитания в школьном и старшем возрасте. 

     Школьный  возраст – один из самых сложных  этапов возрастного развития человека, который охватывает достаточно большой  период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним аспектам действительности, на других – к другим. Методика физического воспитания зависит от возрастных особенностей развития организма учащихся. Физические упражнения важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательных действиям, способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений.

     Средний школьный возраст характеризуется  интенсивным ростом и увеличением  размера тела, главным образом  за счет удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, уск4оряется рост в высоту позвонков. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Значительно увеличиваются темпы роста скелета – от 7 до 10 см, массы тела – от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Мышечная масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Сердце интенсивно растет. Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения у целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, без резкой смены темпа.

     Половые различия мальчиков и девочек  влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек  по сравнению с мальчиками формируется  относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

     Нельзя  объединять в одну группу мальчиков  и девочек. Одинаковые для мальчиков  и девочек упражнения выполняются  с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Важно продолжить уделять внимание правильной осанке.

     Средства  физического воспитания в среднем  школьном возрасте – основные циклические  упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

     Роль  учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретение навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влияние на различные системы организма. Организация оптимального режима жизни, особенно двигательного, в этот возрастной период может обеспечить гармоничное развитие организма.

     В среднем школьном возрасте у мальчиков  целенаправленно и эффективно развиваются  такие способности (по В.А.Муравьеву, Н.Н.Назаровой):

  • Скоростно-силовые (к 11-12 годам)
  • Скорость двигательной реакции (к 11-12 годам)
  • Собственно-силовые (к 13-14 годам)
  • Выносливость в динамическом (к 11-13 годам) и в статическом режиме (к 13-15 годам)
  • Способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 годам), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам)
  • Выносливость в зоне максимальной интенсивности (к 14-15 годам)

     У девочек наиболее углубленно следует  воздействовать на развитие таких способностей, как:

  • Скоростно-силовые (к 11-12 годам)
  • Скорость движений (к 11-12 годам)
  • Выносливость в статическом режиме (к 12-13 годам). В динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).

     Старший школьный возраст характерен относительно спокойным и равномерным протеканием  процессов роста и развития. Заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большой – мышц таза. У девушек масса мышц на 13% меньше, они уступаю в силе юношам. Методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

     При занятиях с девочками важно уметь  щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину. Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируется в зависимости от пола. Необходимо формировать интерес и мотивацию физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Обучать методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80-85% максимальной. Рекомендуется при менять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений. Выполняемых под музыку. Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания.

     Каждый  возрастной период характеризуется  своими специфическими особенностями, которые особенно важно учитывать при занятиях физическими упражнениями.

Информация о работе Особенности методики физического воспитания в школьном и старшем возрасте