Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Содержание

Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

  Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. 

  Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы  общей двигательной активности точно  не определены. Некоторые отечественные  и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.  
Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

   
- учащихся ПТУ и средних учебных  заведений - 10 - 14 часов;

   
- студентов - 10 - 14 часов;

  Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Закаливание.

  Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать исовершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании сзакаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

  В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, онасодействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

  Широко  известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания  холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

  Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

  Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистыйаппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

  Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Здоровье  и окружающая среда.

  Немаловажное  влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнениеатмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50%  зависит от условий, нас окружающих

    Реакции организма на загрязнения  зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы  дети, пожилые и престарелые, больные  люди. При систематическом или  периодическом поступлении организм  сравнительно небольших количеств  токсичных веществ происходит  хроническое отравление.   

  Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном  загрязнении  окружающей среды.

  Приспосабливаясь  к неблагоприятным экологическим  условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма  человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и  энергетических ресурсов снижается  возможность функционирования организма  на заданном уровне, то есть наступает  утомление.

  Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней  среды и зависят от времени  года, содержания в продуктах питания  витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

Наследственность

  Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье -наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Психологическая саморегуляция.

  Кому  не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и  красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в  глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают  легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.

  Но  все меняется, если настроение плохое. Словно черная туча окружает человека. Он еще ничего не сказал, но уже можно  ожидать неприятностей. Будто возникает  некая отрицательная энергия, она  передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным.

  Наше  настроение определяется в первую очередь  эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или  отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. 
Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике. 
Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя.

  Следует четко осознать, что хорошее настроение можно произвольно создавать, его  можно поддерживать, наконец, способность  быть в хорошем настроении можно  и нужно тренировать. Огромное значение при этом имеет общее функциональное состояние, и в первую очередь  работоспособность. Именно она является той силой, которая обеспечивает согласованную деятельность всех компонентов  функциональной системы. Если работоспособность  снижается, четкое взаимодействие элементов  системы нарушается. Поступки становятся шаблонными, хуже получаются даже привычные  операции, снижается реакция, нарушается координация движений. Ухудшается эмоциональная  устойчивость, многое начинает раздражать.

  Как же добиться того, чтобы хорошее  настроение преобладало? Как сформировать хорошее настроение и удержать его  в течение всего дня?

  Создание  хорошего настроения начинается с утра 
Начните утро с гимнастики. Ведь гимнастика - это не просто физические упражнения, она не только помогает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Гимнастика, если мы вдумываемся в смысл того, что делаем, - это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день. 
Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение, обмен веществ, оно еще и влияет на ту или иную функцию нашего организма, способствует оптимизации его работы. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения. 
Во время сна организм находится в особом функциональном состоянии. Теперь надо восстановить привычные взаимосвязи между мозгом и мышцами. Мышцы должны четко и послушно выполнять все поступающие команды. Для этого их надо настроить. Двигательная активность, сопряженная с фиксацией внимания на положительных мышечных ощущениях, способствует выработке гормонов, создающих положительные эмоции, бодрость, уверенность. 
В сознании должно сформироваться четкое представление о том, что движение не самоцель. Оно нужно, в частности, для стимуляции «производства» нашим организмом биологически необходимых веществ, вызывающих положительные эмоции, снижающие чувство напряженности, тоски, депрессии.

  Особенно  стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Ориентация  на здоровье у лиц отнесённых к  интерналам и экстерналам.

  Для лиц экспрессивного типа, ориентированных  на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого  мышления и «угрожаемые» качества –  высокий уровень притязания, нарушение  режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость.

  Для лиц противоположного типа – импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению  режима отдыха, которые не притязательны  к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс  творчества.

  У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в  деятельности, мотивационный профиль  имеет «прыгающий» характер. Они  устойчивы в стрессовых ситуациях.

  Конфликтные личности характеризуются чертами  ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны  к односторонним увлечениям. Поэтому  тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую  деятельность, в другом – на недостающее  общение, в третьем – на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).     

   1. Люди различаются между собой  по тому, как и где они локализуют  контроль над значительными для  себя событиями. Возможны два  полярных типа такой локализации:экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на пространстве, простирающемся от экстернального к интернальному типу.  

  2. Локус контроля, характерный для  индивида, универсален по отношению  к любым типам событий и  ситуаций, с которыми ему приходится  сталкиваться. Один и тот же  тип контроля характеризует поведение  данной личности и в случае  неудач, и в сфере достижений, причем это в различной степени  касается различных областей  социальной жизни.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья