Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

В работе описаны простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции

Работа содержит 1 файл

Физкультура Насти.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     Защитные  рефлексы – это кожно-двигательные рефлексы (потирательный, чесательный) или защитные автоматические действия в виде отдергивание конечности при болевом раздражении, откидывание головы и туловища при угрозе удара в голову, зажмуривание глаз, загораживание лица и тела руками при опасности столкновения или падения и др.

     В спортивной практике безусловные защитные рефлексы почти отсутствуют и не используются как база для выработки двигательных навыков.

     Защитные  двигательные действия в спорте встречаются  в изобилии, но не как безусловные  рефлексы, а как специально выработанные защитные двигательные навыки, которые даже по структуре своей противоположны безусловным защитным рефлексам (например, прием мяча волейболистом, вратарем, прыжки в воду и через планку, падение с лошади, велосипеда и др.).

     Ориентировочные рефлексы проявляются у человека в движениях глаз и головы в направлении зрительного раздражителя, звукового раздражителя; хватательных движений рук ребенка в направлении источника этого раздражения; в приближении предмета или к предмету для его рассмотрения и опробования.

     В спортивной практике – это реакция  на указания тренера, на судейский свисток, на сигналы партнеров по игре и т.п.

     Рефлекс на растяжение – в ответ на растяжение мышца рефлекторно сокращается, благодаря чему восстанавливается ее исходная длина.

     Этот  простейший двигательный механизм присутствует во всех движениях, характеризующихся остаточно быстрым растягиванием мышц (в каждом шаге бегуна, маховых движениях гимнаста, метателя, прыгуна и т.д.). Но после медленного растягивания мышцы возникает остаточное ее растяжение и повышается тонус ее антагониста.

     Рефлекторный  тонус и произвольное расслабление. Тонус мышц – это непроизвольное автоматическое напряжение, поддерживаемое поступающими к ним слабыми нервными импульсами. Благодаря мышечному тонусу автоматически без активного участия сознания поддерживаются многие позы тела (например, удерживание прямого положения головы и туловища).

     Способность к расслаблению – произвольному  торможению непроизвольного мышечного напряжения есть результат двигательной тренировки. Такое умение дается подчас с трудом. Однако с помощью соответствующих педагогических приемов можно научить человека снимать избыточный мышечный тонус.

     Шагательный рефлекс. Перекрестная координация, лежащая в основе шагательного рефлекса, является для ног человека наиболее элементарной, автоматической, а симметричная координация, необходимая для толчка двумя ногами - более сложной; она связана с подавлением перекрестной координации и требует обучения.

     Автоматическая  координация в движениях рук. Элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная.

     Перекрестная  координация в движениях рук  требует обучения, причем, чем старше человек, тем оно доступнее и  быстрее.

     Двигательный  навык – динамический стереотип. Системность коры больших полушарий как проявление целостной деятельности ЦНС, отмеченная И.П. Павловым, выявляется в процессе тренировки в начале формирования двигательного навыка и достигает завершения, когда совершенствование сложного цепного двигательного навыка переходит в стадию автоматизированности или привычных движений. В процессе образования двигательного навыка наблюдается в основном 3 фазы. Первая фаза состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения ряда отдельных частичных действий в одно целостное действие. Вторая фаза характеризуется устранением излишних движений и мышечного напряжения.

     Простейшие  методики самооценки работоспособности, усталости, утомления  и применения средств  физической культуры  для их направленной коррекции.

     Работоспособность – возможность длительно выполнять работу с высокой эффективностью. Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

    1. Физиологические – состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;
    2. Физические – воздействующие на организм через органы чувств: атмосферное давление, температура, шум, освещенность рабочего места и др.;
    3. Психические – самочувствие, настроение, мотивация.

           Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т.е. состоянием, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. В любом случае итогом утомления является снижение эффективности работы, ее продуктивности. Известно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание.

     Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

     Усталость – субъективное ощущение утомления. Иногда человек может ощущать усталость, не будучи утомленным, и наоборот, в состоянии может не замечать усталости.

     Огромное  влияние на самочувствие оказывают  эмоции, которые усиливают или подавляют чувство усталости. Так, даже при сильном утомлении человек может почти не чувствовать усталости, если он пребывает в веселом, радостном настроении или в возбужденном состоянии. Однако все формы утомления проявляются в усталости, которая выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и др. По выражению А. Ухтомского, усталость является «натуральным предупредителем утомления». Основным фактором, лимитирующим продолжительность работы и заставляющим ее прекращать или снижать ее интенсивность, является утомление. Раннее наступление утомления свидетельствует о малой выносливости, отдаление наступления утомления – следствие возросшей выносливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

     Решетников  Н.В., Кислицын Ю.Л.

Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002.-152 с.

Информация о работе Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями