Основа физического самосовершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 04:55, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Содержание

Введение 3
Здоровье человека 4
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
Формы физического самосовершенствования
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ
ЗАКАЛИВАНИЕ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА
Заключение 8
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ
СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Плавание детей 4—6 лет.
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат физра.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Самокат. Это любимый вид развлечений  детей, начиная с 2—З лет; езда на самокате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по характеру к бегу. Обучившись катанию на самокате, дети легко и быстро обучаются езде на двухколесном велосипеде.

     Велосипед. Начинать обучение езде на двухколесном велосипеде с широкими шинами можно  после того, как ребенок научился ездить на самокате. Важно следить за правильной осанкой ребенка. Методика обучения подробно описана А. В. Листеневой (1980).

     Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры могут быть использованы для спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5—6 лет. В этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим привлечением элемента соревнования.

     Игры. Подвижные игры детей дошкольного  возраста являются обязательным элементом  свободного и научно организованного воспитания детей. Игры — важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление. Спортивные развлечения для детей дошкольного возраста описаны В. Г. Гришиным, А. Ф. Осиповым. 

     Плавание  детей 4—6 лет.

     Методика обучения плаванию в нашей стране впервые разработана Т. И. Осокиной. Она предусматривает не только овладение навыками и развитие способности удерживаться на воде и плавать, но и закаливание. Систематические занятия плаванием снижают заболеваемость, увеличивают жизненную емкость легких, силовые показатели скелетных мышц. Однако подобное закаливающее действие плавания может быть достигнуто только при соблюдении разработанных рекомендаций.

     Приучать  детей к воде необходимо с 3—4 лет. Для этого можно купаться в чистом открытом водоеме — в озере, реке, море, плавательном бассейне (открытом или закрытом). Взрослые входят в мелкое место водоема вместе с ребенком. Его приучают не бояться воды. Продолжительность пребывания ребенка в воде с температурой 25°С в возрасте 4 лет составляет 2—3 мин.

     Купание и подготовка к плаванию в детском  саду, в бассейне поликлиники проводятся воспитателем или медицинской сестрой, получившими специальную подготовку.

     На  первых занятиях ребенку дают возможность  освоиться в воде. Вместе с воспитателем он входит в воду и окунается. На мелком месте устраивают игры. Дети учатся передвигаться в воде. В последующем учат движениям ногами во время плавания.

     В положении сидя на берегу водоема  или в зале ребенок упирается  сзади руками, выпрямляет ноги и совершает несколько движений вверх-вниз. Затем такие же движения делаются в воде на мелком месте водоема или плавательного бассейна.

     Освоению  простых, но необходимых движений в  воде помогают игры и забавы, которые  разработаны Т. И. Осокиной, Г. Левиным, В. С. Васильевым.

     Цапли. Дети, войдя в воду по колени, ходят, высоко поднимая ноги.

     Дровосек  в воде. 6—7 детей, став в круг в воде по колени, расставляют ноги шире плеч, складывают руки «в замок», поднимают их над головой, затем резко наклоняются вперед — «разрубают воду».

     «Покажи, пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

     Катание на круге. Ребенок надевает на себя надувной резиновый круг или садится на него и катается, подгребая руками, как веслами.

     Подготовка  к плаванию детей 6-го года жизни. После повторения упражнений, разученных ранее для освоения в воде, переходят к новым упражнениям»— осваивают упражнение на выдох в воду, скольжение на груди, движения ногами.

     Вначале обучают делать выдох в воду на берегу. Детям предлагают сдувать  маленький кусочек бумаги с ладони. Затем переходят к упражнениям  в воде. Ребенок находится в  воде на глубине по пояс, располагает  губы на уровне поверхности воды и  дует на нее, как на горячий чай. Затем опускает губы в воду и дует из воды, Далее погружается в воду ниже уровня глаз и проделывает то же самое. Упражнения проводят по несколько раз за одно занятие, повторяя их на каждом последующем занятии.

     Погружение  в воду есть не что иное, как элемент ныряния. Простейшие упражнения в нырянии, помимо способности задерживать дыхание в воде и осуществлять выдох, знакомят ребенка с подъемной силой воды, что является необходимым навыком в овладении плаванием.

     Обучение  скольжению. При этом приучают ребенка сохранять горизонтальное положение тела в воде, сохранять равновесие. Сначала на суше имитируют положение тела в воде. Дети поднимают руки вверх и встают на носки; голову держат между рук, смотрят прямо, подтягиваются так, чтобы быть прямым «как стрела».

     Скольжение  в воде проводится следующим образом. Ребенок входит в воду по пояс лицом к берегу, далее присаживается и вытягивает руки вперед. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, скользит по воде. Для уменьшения удельного веса тела в воде, а тем самым облегчения скольжения на первом этапе обучения детям предлагают до отталкивания и скольжения сделать глубокий вдох. При систематических занятиях они быстро осваивают динамическую и статическую подъемную силу воды, начинают чувствовать «опору на воду».

     Упражнение  на освоение скольжения выполняется 6—8 раз.

     Упражнения  на овладение движениями ног сначала проводятся на берегу, а затем лежа в воде на мелком месте. В положении лежа в воде (на спине или животе) ребенок опирается руками одно. Ноги необходимо вытянуть и раздвинуть на ширину плеч и плавно двигать вверх-вниз. При этом ступни вспенивают воду. Колени при выполнении этого упражнения не должны сильно сгибаться. Такие движения ногами подготавливают ребенка к плаванию кролем.

     В дальнейшем необходимо закреплять разученные движения в играх и забавах. Можно предложить детям ходить в воде, помогая себе гребками правой и левой рукой, либо на мелком месте, лежа в воде, поочередно опираться правой и левой руками и таким образом продвигаться вперед. Ноги при этом должны осуществлять движения вверх-вниз.

     Игра  «фонтан». 3—4 играющих входят в воду на мелкое место и, держась за руки, образуют круг, затем опускают руки, садятся на дно, опираясь сзади руками, и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают бить прямыми ногами по воде, поднимая фонтан брызг.

     На 7-м году жизни повторяются упражнения, освоенные в предыдущие годы обучения: выдох в воду, скольжение. За одно занятие количество таких упражнений увеличивается до 12—20.

     В этом возрасте при закреплении упражнения на выдыхание в воде детей приучают открывать глаза в воде, осматриваться, доставать со дна игрушки. Такие упражнения лучше всего проделываются вдвоем, парами. Для совершенствования навыка скольжения количество упражнений за одно занятие увеличивается до 8—10. Возрастает длина скольжения. При этом ребенок должен интенсивней отталкиваться ногами. В этот период детей приучают во время скольжения совершать постепенный вход в воду.

     Следующий этап в обучении плаванию связан с овладением способностью правильно двигать ногами при скольжении как на груди, так и на спине. Для этого вначале используют резиновый круг или пенопластовую доску. Круг или доску ребенок держит вытянутыми руками. Энергично отталкиваясь ногами от стенки бассейна или дна, дети скользят в вытянутом положении. Движения ногами вверх-вниз во время первых упражнений начинаются лишь в конце скольжения.

     Проплываемое  расстояние увеличивается на протяжении всего цикла обучения.

     По  мере освоения навыка скольжения с доской или кругом необходимо обучать детей правильно дышать при плавании:

     выдыхать  в воду, а при вдохе приподнимать голову лишь настолько, чтобы рот оказался над водой.

     Разучивание движений рук в самом способе  плавания кролем производится следующим образом. Необходимо сначала вытягивать руки вперед, а затем продвигать их к бедру. Гребок осуществляется поочередно левой и правой руками. Во время гребка правой рукой левая вытягивается вперед. Важно координировать движения рук и ног — при каждом движении рукой ноги осуществляют 3—4 попеременных движения. Расстояние, которое проплывает ребенок в первые занятия, должно быть небольшим. Проплыв 4—5 м, ребенок должен встать на ноги, отдохнуть и только затем вновь плыть. Подобная периодическая двигательная активность является совершенно физиологичной при обучении новым физическим упражнениям. По мере освоения навыков движений руками и ногами увеличивается расстояние самостоятельного плавания.

     Освоение  первых навыков плавания можно считать  завершенными тогда, когда ребенок уверенно держится на поверхности воды и проплывает 25—50 м.

     Помимо  обучения плаванию, необходимо приучать детей к прыжкам в воду.

     Первые  прыжки в воду — это прыжки ногами вперед с высоты, которая не должна превышать половину роста ребенка. Далее увеличивают сложность прыжков: вначале прыгают на глубину до груди, затем до шеи, до рта и, наконец, погружаются с головой. Следующий этап — прыжки на глубину, где малыш после прыжков не достает дна. Завершают цикл обучения прыжки с постепенно увеличивающейся высоты. Необходимым элементом в обучении нырянию является упражнение по нырянию в воду головой вниз. Прыжки в воду развивают способность преодолевать стрессовые ситуации, вырабатывают элементы мужества, уверенности в себе.

     Общая продолжительность пребывания детей 5—6 лет в воде, температура которой около 24—25°С, составляет 10—15 мин 2 раза в неделю.

     Купаться  в открытых водоемах — в озере, реке, море — можно начинать с 2 лет. При этом существенное значение имеет  выбор места купания. Оно должно быть неглубоким (25—30см), ровным, с медленным течением. Прежде чем дать возможность ребенку самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в месте купания нет ям, затонов, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребенком должны находиться взрослые.

     Купание детей дошкольного возраста лучше  всего проводить при температуре воды не ниже 23°С и температуре воздуха 25—26°С. Существенное значение имеет предварительная закалка, предшествующая купанию. Ребенок должен пройти полный цикл закаливающих воздействий воздухом, солнечных ванн и влажных обтираний.

     Начало  купаний состоит из простых окунаний в воду 1—2 раза. После этого насухо обтирают ребенка до легкого порозовения. Далее длительность купаний увеличивается  постепенно, сначала на 1 мин, а затем на 2—3 мин.

     При купании и плавании необходимо соблюдать  соответствующие правила:

  1. не разрешается купаться и плавать натощак или раньше чем через 1—1,5 ч после еды;
  2. недопустимо разгоряченным, потным детям окунаться и нырять в прохладную воду;
  3. в воде малыши должны все время находиться в движении;
  4. при наступлении озноба (гусиная кожа, посинение губ) немедленно выйти из воды.

     Первыми признаками утомления ребенка при  плавании, как и при любом другом занятии физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций, которые дают медицинская сестра и воспитатель.

     После плавания или купания следует  вымыться под теплым душем, старательно  вытереться полотенцем, а летом — согреться на солнце.

     Меры  безопасности. Во время занятий плаванием медицинская сестра или воспитатель всегда должны видеть всю группу, чтобы иметь возможность в случае необходимости быстро оказать помощь. При выполнении упражнений на глубокой части бассейна помощь может оказать легкая палка длиной 2,5—3м. Ее можно протянуть ребенку при выполнении упражнений.

     Противопоказаниями  к купанию и плаванию в открытых водоемах и бассейнах являются эпилепсия  или эпилептический синдром, заболевания  почек и печени, активные формы туберкулеза. Нельзя купаться детям с повышенной температурой, с проявлениями острых заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для плавания детей в закрытых плавательных бассейнах детской поликлиники или детского сада необходимо разрешение дерматолога. 
 
 
 
 
 

 

     Список  литературы. 

  1. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация  работы детского сада.—М.: Просвещение, 1995г.
  2. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г.
  3. Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет….—М.: Просвещение, 1990г.
  4. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей.— М, 1989г.
  5. Родниченко Н. Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего возраста.— С-Пб.: Здоровье, 1997г.
  6. Л. А. Лещинский "Берегите здоровье" М.,
  7. Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни" М., 1997 г.
  8. В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья" М., 1994г.
  9. Н. Б. Коростелев "От А до Я" М., 1997г.
  10. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья" М., 1998 г.

Информация о работе Основа физического самосовершенствования