Организация самостоятельной работы студентов по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, статья

Описание работы

В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями, принципы.

Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация привела к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое напрямую связано с экономикой через обеспечение подготовки производительных сил. Модернизация образования – социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования.

Работа содержит 1 файл

СТАТЬЯ 2.docx

— 33.98 Кб (Скачать)

организация самостоятельной работы студентов по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО

А.В. Щербакова

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области «Северный  педагогический колледж», Россия, Свердловская область, город Серов

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями, принципы.

 

Сложившаяся в России социально-экономическая  ситуация привела к необходимости  модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое напрямую связано с экономикой через обеспечение подготовки производительных сил. Модернизация образования –  социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы  ценностей и новых моделей образования.

В настоящее время активно  вводятся в работу образовательные  стандарты третьего поколения. Физическая культура в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является обязательным разделом в обще-гуманитарном и социально-экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Важным условием реализации новых образовательных стандартов СПО является организация самостоятельной  работы (самостоятельных занятий) студентов, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физическая культура».

Целью самостоятельных занятий  физической культурой студентов  СПО является формирование физической культуры личности и способности  направленного использования средств  физической культуры, спорта и туризма  для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей  профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели самостоятельные  занятия физической культурой предусматривают  решение следующих задач:

  • способствовать освоению знаний о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни;
  • формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном образе жизни;
  • формировать умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
  • развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;
  • всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.

При организации самостоятельных  занятий необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья. Подбор физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. 
    Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый  ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной  направленности, которые предназначены  для широкого пользования. Данные комплексы могут быть рекомендованы студентам СПО к самостоятельным занятиям физической культурой. Основные их достоинства - доступность, простота реализации и эффективность. Это, прежде всего: контролируемые беговые нагрузки (система Купера); режим 1000 движений (система Амосова); 10 000 шагов каждый день (система Михао Икаи); бег ради жизни (система Лидьярда); калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение мышц и связок (система Пикней Каллане).

  1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.  
  2. Принцип  гуманизации. Независимо от предусмотренных задач, в основе любого самостоятельного занятия физическими упражнениями лежит физическое, психическое и социальное благополучие каждого из обучающихся. Вся работа по организации самостоятельных занятий строится на основе комфортности – студенту нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения должны доставлять только приятные ощущения (чувство “мышечной радости”), он должен осознавать, что делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущать результат. Недопустим авторитарный стиль отношений и. со студентами. Педагог не должен быть безразличным к тому, что некоторые обучающиеся не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой “волшебный ключик” – то средство, которое заставит “неумейку” научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.
  3. Принцип индивидуализации. Доказано, что у каждого человека имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса один из важнейших дидактических принципов современности.

Принцип индивидуализации характеризуется  необходимостью учёта особенностей каждого обучающегося, в том числе  возрастно-половых различий, разного  уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности.

В области физического  воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, т.к. выполнение различных  упражнений оказывает непосредственное воздействие на системы и функции  организма и превышение посильной  меры физической, психической и эмоциональной нагрузок на занятиях физической культурой может неблагоприятно влиять на состояние здоровья обучающегося.

Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом. Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта. Следует строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному. 

Выполнение оптимальных  физических нагрузок является важнейшим  моментом при самостоятельном занятии  физкультурой. Согласно принципу Арндта — Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут принести вред. Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна, основанную на реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.

  1. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями. 
  2. Принцип уверенности в необходимости занятий (принцип сознательности и активности). Трудно переоценить психологический настрой на занятия физкультурой. С древнейших времен известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья. Уверенность в необходимости и пользе занятия физической культурой являются мощным подспорьем организму. Эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому старайтесь всегда не только верить в результат, но обязательно продумывайте, каким именно будет этот результат. Визуализируйте в сознании здоровые органы и их функционирование.
  3. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.

Выделяют следующие формы самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, тренировочные занятия, походы выходного дня, прогулки перед сном, участие в спортивно-массовых мероприятиях, оздоровительная ходьба и бег и т.д.

В настоящее время появились  новые направления физической культуры. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и её разновидности: фанк-аэробику, степ, джаз, аква - или гидроаэробику, велоэаробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), шейпинг, стретчинг и др. Включение той или иной методики в самостоятельные занятия физическими упражнениями зависит от реальной обстановки, возможностей, запросов обучающихся, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

При выборе форм самостоятельных занятий у большинства студентов отсутствует четкая и обоснованная мотивация; в основном выбор происходит случайно (за компанию с друзьями, более удобное расписание или симпатичен преподаватель), реже присутствует интерес к определенному виду спорта или понимание необходимости выполнения физических упражнений. Основные мотивации:

  • укрепление здоровья, исправление недостатков физического развития;
  • повышение функциональных возможностей организма;
  • подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
  • активный отдых;
  • достижение наивысших спортивных результатов.

Самостоятельная работа студентов  направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического  курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, функционального состояния, физического  здоровья, физического развития  и умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные  методики.

При организации самостоятельной работы студентов необходимо включать в неё задания теоретического и практического содержания:

  • составление и выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики; комплексов физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, комплексов производственной гимнастики с учётом направления будущей профессиональной деятельности;
  • выполнение комплексов специальных беговых и прыжковых упражнений, прыжки на скакалке, силовые упражнения для мышц плечевого пояса, мышц живота и спины, мышц ног, занятия на тренажёрах;
  • самостоятельные тренировочные занятия лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, спортивными играми, гимнастикой, плаванием;
  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • освоение приёмов массажа и самомассажа;
  • ведение личного дневника самоконтроля;
  • работа со специальной литературой для подготовки сообщений и докладов.

Для повышения эффективности самостоятельных  занятий физическими упражнениями педагогами разрабатываются методические рекомендации для студентов, которые включают в себя теоретическое обоснований значимости физической культуры в жизнедеятельности человека, требования к организации различных форм самостоятельных занятий, комплексы упражнений для проведения занятий, видео и аудиоматериалы с записями практических занятий фитнесом, шейпингом, калланетикой, пилатесом, аэробикой и многое другое.

Таким образом, приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями: здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность, что обеспечивается благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями.

 

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. – № 6.
  2. Матвеев Л.Р.  Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991год.
  3. Мейксон .Г.Б, Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

 

ЗАЯВКА

на участие  в III международной

научно-практической конференции 

«Инновации  и современные технологии в системе  образования»

 

Фамилия, имя, отчество: Щербакова Анастасия Викторовна

Ученая степень, специальность: магистрант заочного отделения Федерального государственно бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», Институт кадрового развития и менеджмента, обучающаяся по программе "Управление инновациями в образовании"

Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО