Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, статья
В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями, принципы.
Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация привела к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое напрямую связано с экономикой через обеспечение подготовки производительных сил. Модернизация образования – социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования.
организация самостоятельной работы студентов по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО
А.В. Щербакова
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Северный педагогический колледж», Россия, Свердловская область, город Серов
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по физической культуре в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями, принципы.
Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация привела к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь образования, которое напрямую связано с экономикой через обеспечение подготовки производительных сил. Модернизация образования – социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования.
В настоящее время активно вводятся в работу образовательные стандарты третьего поколения. Физическая культура в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является обязательным разделом в обще-гуманитарном и социально-экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Важным условием реализации
новых образовательных
Целью самостоятельных занятий
физической культурой студентов
СПО является формирование физической
культуры личности и способности
направленного использования
Для достижения поставленной цели самостоятельные занятия физической культурой предусматривают решение следующих задач:
При организации самостоятельных занятий необходимо придерживаться следующих принципов:
К настоящему времени разработан
и практически апробирован
Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью учёта особенностей каждого обучающегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности.
В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, т.к. выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на системы и функции организма и превышение посильной меры физической, психической и эмоциональной нагрузок на занятиях физической культурой может неблагоприятно влиять на состояние здоровья обучающегося.
Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом. Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта. Следует строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному.
Выполнение оптимальных физических нагрузок является важнейшим моментом при самостоятельном занятии физкультурой. Согласно принципу Арндта — Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут принести вред. Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна, основанную на реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.
Выделяют следующие формы самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, тренировочные занятия, походы выходного дня, прогулки перед сном, участие в спортивно-массовых мероприятиях, оздоровительная ходьба и бег и т.д.
В настоящее время появились новые направления физической культуры. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и её разновидности: фанк-аэробику, степ, джаз, аква - или гидроаэробику, велоэаробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), шейпинг, стретчинг и др. Включение той или иной методики в самостоятельные занятия физическими упражнениями зависит от реальной обстановки, возможностей, запросов обучающихся, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.
При выборе форм самостоятельных занятий у большинства студентов отсутствует четкая и обоснованная мотивация; в основном выбор происходит случайно (за компанию с друзьями, более удобное расписание или симпатичен преподаватель), реже присутствует интерес к определенному виду спорта или понимание необходимости выполнения физических упражнений. Основные мотивации:
Самостоятельная работа студентов
направлена на более глубокое усвоение
изучаемого теоретического и практического
курса, формирование навыков применения
простейших методик самооценки работоспособности,
функционального состояния, физического
здоровья, физического развития
и умение использовать в повседневной
жизни эффективные
При организации самостоятельной работы студентов необходимо включать в неё задания теоретического и практического содержания:
Для повышения эффективности
Таким образом, приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями: здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность, что обеспечивается благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями.
Список литературы
ЗАЯВКА
на участие в III международной
научно-практической конференции
«Инновации и современные технологии в системе образования»
Фамилия, имя, отчество: Щербакова Анастасия Викторовна
Ученая степень, специальность: магистрант заочного отделения Федерального государственно бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», Институт кадрового развития и менеджмента, обучающаяся по программе "Управление инновациями в образовании"