Организация физической культуры в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3

Цель физического воспитания ……………………………………..4

Роль физической культуры в жизни студента …………………….5

Организация физического воспитания в вузе ……………………5

Направления использования средств физической культуры …….7

Формы физического воспитания …………………………………..8

Физкультурно-спортивные клубы, секции ………………………..9

Программа курса физического воспитания ……………...………10

Врачебный контроль над физической культурой …………...…..11

Заключение ………………………...………………………………13

Библиографический список …………………………

Работа содержит 1 файл

Физическая культура в вузе.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ.

«Организация  физической культуры в ВУЗе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Факультета УПП                                                                                                                                                                                                                    

Зачетная книжка №                                           подпись

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание.

    1. Введение  ……………………………………………………………3

 

    1. Цель физического воспитания ……………………………………..4

 

    1. Роль физической культуры в жизни студента …………………….5

 

    1. Организация  физического воспитания в вузе ……………………5

 

    1. Направления использования средств физической культуры …….7

 

    1. Формы физического воспитания …………………………………..8

 

    1. Физкультурно-спортивные клубы, секции ………………………..9

 

    1. Программа курса физического воспитания ……………...………10

 

    1. Врачебный контроль над физической культурой …………...…..11

 

    1. Заключение ………………………...………………………………13

 

    1. Библиографический список ………………………………………13

 

 

 

Введение.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться  в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный  слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

В требованиях государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования, предъявляемых  к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, указано, что в области физической культуры будущий бакалавр должен:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Цель физического воспитания.

Основным каналом приобщения каждого к физической культуре и одним из важнейших слагаемых системы воспитания человека в обществе служит физическое воспитание. Физическое развитие человека и его физическое воспитание — тесно связанные процессы. В норме физическое воспитание — многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды.

Физическая культура и спорт — средства созидания  гармонично развитой личности. Они  помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм  мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который  направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют  в качестве синонима к понятию  «физическая культура». Спорт может  рассматриваться как система  результатов физической культуры, поскольку  этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.  Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.

 

Роль физической культуры в жизни студента.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в  систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается высокий жизненный тонус. Они коммуникабельнее, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этим студентам в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов. Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  все возможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании этих качеств  является  образовательный  период в жизни человека в течении  которого  происходит  закрепление нужного  учебного материала для его дальнейшего применения в жизни. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социально-культурной деятельности.

 

Организация физического воспитания в вузе.

Одной из главных  задач высших учебных заведений  является физическая

подготовка  студентов. В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза. Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий.

 Целью физического  воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

 

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

-  сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному

формированию  и  развитию организма, поддержание высокой

работоспособности на протяжении всего периода обучения;

-  всесторонняя физическая подготовка студентов;

- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом

особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве инструкторов, тренеров и судей;

-   совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

-   воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься  физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния  здоровья, уровня

физического развития и подготовленности студентов, их спортивной

квалификации, а также с учётом условий и  характера труда их предстоящей

профессиональной  деятельности.

Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов  и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

 

 

 

 

Направления использования  средств физической культуры.

 

Конкретные направления  и организационные формы использования  массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить несколько:

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежития, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях после рабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.

Обще-подготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Информация о работе Организация физической культуры в ВУЗе