Олимпийские игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Современные Олимпийские игры также являются событием мировой важности, большой социальной значимости.

Работа содержит 1 файл

олимп игры.docx

— 63.25 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

Современные Олимпийские  игры также являются событием мировой  важности, большой социальной значимости.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, интересной. Изучая её, мне хотелось понять, почему же Олимпийские Игры зародились именно в Древней Греции? И почему до сих пор остаются важным событием мирового масштаба. Только ли спортивный интерес заставляет людей совершать рекорды?

Олимпийские Игры не случайно появились именно в Древней Греции. Древняя Греция уникальна тем, что  именно здесь зародилась демократия, философия, литература, появился первый театр и, конечно, Олимпийские Игры. В поисках ответа на свой вопрос я обратилась к поэме Гесиода «Труды и дни».

Греческий поэт Гесиод в  своей поэме говорит о двух Эридах (Эрида- богиня вражды, раздоров в Древней Греции): «…обе богини совершенно разные. Одна требует злой войны и вражды - жестокая…, а другую, как много лучшую, Зевс всевластный поставил… среди людей. Она побуждает к работе негодного человека, и если тот, кто лишен собственности, смотрит на другого, богатого, то и он, подобно ему, торопится сеять, сажать и устраивать свои дела; сосед соревнуется с соседом, стремящимся к благососотоянию. Эта Эрида хороша для людей…». С точки зрения Ф.Ницше, немецкого философа, анализируя поэму, говорит о том, что Гесиодом выдвигаются иные моральные нормы, преодолевающие «животную» жестокость древнего человека. Ф.Ницше пишет в своем произведении «Гомеровское соревнование»: «Гесиод… прославляет другую Эриду как добрую - ту, которая с помощью ревности, вражды, зависти побуждает человека к действию, но не к действию истребительной войны, а к соревнованию…»

И дальше Ф.Ницше говорит: «Для древних целью агонального (состязательного) воспитания было благо совокупности, благо государственного общества. Каждый афинянин, например, должен был настолько развить соревнованием свое «я», чтобы он мог приносить Афинам наибольшую пользу и наименьший вред. То не было честолюбием по безграничности и неизмеримости: о благе своего родного города думал юноша, когда он состязался в беге, в метании или пении; богам своего города посвящал он венки, которые судья с почтением возлагал на его голову. Каждый грек с детства чувствует в себе страстное желание участвовать в состязании городов, быть орудием для блага своего города: этим воспламенялось его самолюбие и этим же оно обуздывалось и ограничивалось».

Добиваясь успехов в спорте, в искусстве - древние греки думают о благе своего родного города.

Через личные достижения они  достигают процветания своей  страны.

Наверное, поэтому Олимпийские  Игры и сегодня остаются важным событием не только в жизни спортсменов, но и тех стран, которые они представляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ  ИГР

 

Олимпийские игры... Их удивительная история не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей, историков и учёных.

Олимпийские игры - всемирный  праздник молодости, физического совершенства, красоты, арена, на которой человек  снова и снова подтверждает, что  не существует предела его возможностям.

Олимпийские игры появились  в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул - его предсказания и советы считались абсолютно верными - ответил Ифиту:

- Нужно, чтобы ты основал  Игры, угодные богам!

Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, поскольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида - нейтральное государство.  Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические иры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их - Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

Сначала в Играх участвовали  атлеты из двух городов Элиды - Элиса  и Писы. Первым в летопись Игр вошел  776 г. до н. э. - год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя - Корэба, повара из Элиды.

С приближением Олимпийских  игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие».  Их встречали с  триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они чувствовали свою национальную общность.

Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже – целый месяц. Для того, чтобы участвовать в Играх полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

На первых 13 Играх состязались  только в стадиодромосе - беге на дистанцию  1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег - диаулос (на дистанцию  384,54  м).  Затем, в 720 г. до и. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки,пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным   боем, спустя 12 лет - состязанием колесниц и, наконец,  на 33-й Олимпиаде, в 648 г.  до  н. э., панкратионом, самым    трудным и жестоким видом    соревнований. 

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.

Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.  Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлону, а в 200 г. до н. э., на 145-йОлимпиаде, появился даже детский панкратион.

Накануне открытия Олимпиады  зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Корэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Тебеи, бежавший  156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на  двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Олимпийские празднества  начинались с восхода полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли  процессию элладоники в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний  давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком  и пальмовой ветвью.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей.  Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Затем начинались соревнования. 

В первый день проходили  состязания по всем видам бега, во второй - в пятиборье, а в третий - в борьбе кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14 000 м).

Вскоре богатые владельцы  конюшен решили завоёвывать победу, не подвергая себя риску, и стали  отправлять на Игры рабов под своим именем. В случае победы раб получал от хозяина значительную сумму денег, его могли даже сделать свободным человеком и гражданином. Ясно, что конкуренты не щадили себя, добывая победу. Новшество быстро распространилось, и в соревнованиях участвовали уже только «профессионалы». Порой владелец лошади вообще не приезжал на Игры, как, например, римские императоры Тиберий и Нерон (их имена фигурируют в списках олимпиоников).

Каким же образом в числе  олимпиоников оказались римляне - ведь чужестранцам не разрешалось участвовать в Играх? В 146 г. до н. э. Греция попала в подчинение Риму, и грекам, вопреки священной традиции пришлось позволить победителям участвовать в состязаниях. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления: гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с быками, тиграми, львами. Но это уже был не спорт, а коммерческое зрелище, приносящее большие доходы.

В конце IV в. н. э. в Риме восторжествовало христианство: император  Феодосий I провозгласил его официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли «христианской совестью» Феодосия, удалось внушить ему, что Олимпийские игры (из-за легенд, с ними связанных) - главный источник язычества и их надо уничтожить. В 394 г. Феодосий I объявил Игры нечестивыми и, дабы утвердить христианскую веру и систему своего правления, запретил празднество.

Олимпийские сооружения пережили Игры всего на год. В 395 г. византийские войска и вестготы сошлись в кровавой битве на берегах Алфея. Древняя Олимпия была разрушена. Через 31 год, в 426 г., Феодосий II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих святилищ. Так погиб величественный храм Зевса, а его 12-метровую статую из золота  и слоновой кости – творение бессмертного Фидия, одно из семи чудес света, увезли в Константинополь.

Через 100 лет разгром Олимпии  довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились  реки. Они вышли из берегов, смыли  все преграды, и Олимпия исчезла  с лица Земли под песком и тиной.  

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ  ИГР

 

Более тысячи лет развалины  Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена. А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге «Палеография Греции» ратовал за раскопки олимпийского городка. По иронии судьбы человек церкви стал новым открывателем Олимпии - места, пятнадцать веков назад осужденного церковью.

В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс Мутс. Но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием «Олимпия», прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом – Эрнстом Курциусом в Берлине. Кайзер Германии Фридрих Вильгельм IV, слушавший эту лекцию, заявил: - Этот человек так убедительно говорил, что мне захотелось встать посреди улицы с кружкой для добровольных пожертвований в руках! Шутливое замечание оказалось пророческим, ибо впоследствии правители государств отказались финансировать Игры. Самое большее, что они делали, - это помогали в сборе пожертвований на Олимпиаду.

В конце прошлого века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский  общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить  Олимпийские игры. Он считал, что  идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.            

В 1889 году французское правительство  поручает Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Человек необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи. По возвращении домой, 25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

Информация о работе Олимпийские игры