Обучение плаванию способом "Кроль на груди"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Задачи, этапы и методы обучения. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для обучения новичков и спортсменов стилю плавания.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


ЗАДАЧИ.ОБУЧЕНИЯ.

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи:

— укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

— ознакомление с правилами безопасности на воде.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и .одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).

ЭТАЛЫ ОБУЧЕНИЯ:

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа:

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)

Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений).

Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику пяавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией.

Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания.

На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1

ОСНОВНОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

При обучении плаванию в применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие — на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании.

В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются.

В комплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, — например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями.

СПОСОБ КРОЛЬ НА ГРУДИ

Техника кроля на груди предъявляет повышенные требования к подвижности в плечевых и голеностопных суставах (подошвенное сгибание), а также к силовым качествам мышц пле­чевого пояса, участвующих в гребковых движениях. Ниже приведен примерный комплекс упражнений, выполняемых перед обучением и во время обучения технике плавания кролем на груди.

 

Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения

Перед началом комплекса выполняются ходьба, прыжки, на­клоны, приседания и отжимания.

1.  Исходное положение (и.п.) - стоя спиной к стене, подняв ру­ки вверх и соединив кисти. Подняться на носки и прижаться спи­ной, головой и руками к стене; вытянуться в струнку, напрячь мышцы рук, ног и туловища; расслабиться.

2.   И.п. — сидя, упор руками сзади. Работа ногами, как при пла­вании кролем.

3.   И.п. — лежа на груди, руки вытянуты вперед. Работа ногами, как при плавании кролем.

4.   И.п. — сидя, приподняв ноги и вытянув руки вперед. Скрест­ные движения руками и ногами.

5.   И.п. — стоя, согнув руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения плечами вперед и назад - сначала одновременные, за­тем поочередные.

6.   Круговые и попеременные движения обеими руками вперед и назад — «мельница». Разнонаправленные круговые движения ру­ками.

7.  И.п. — основная стойка (о.с.), руки сцеплены за спиной в «за­мок» (одна сверху, другая снизу). Движения в плечевых суставах.

8.  И.п. — стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, одна ру­ка вытянута вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем.

9.   И.п. — сед на пятках, носки оттянуты. Прогнуться назад и лечь на спину.

10.  И.п. — сидя, согнув одну ногу и взявшись руками за пятку и носок стопы. Круговые движения стопой с помощью рук влево и вправо.

11.  Движения руками кролем с растягиванием резиновых амор­тизаторов.

12.  И.п. — стоя, ноги слегка врозь (на ширине ступни). «Старто­вый прыжок».

 

Упражнения для изучения движений ногами

 

Имитационные упражнения на суше

1.   И.п. — сидя на полу или на краю скамьи, с опорой руками сзади; ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты и развернуты внутрь. Имитация движений ногами кролем.

Темп движений задают счет или хлопки преподавателя: «Раз, два, три!». Движения выполняются от бедра, в быстром темпе, с небольшим размахом (30—40 см) между стопами. Ноги не следует поднимать высоко над полом.

2.  И.п. - лежа на груди поперек скамьи с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.

3.   В висе на перекладине имитация движений ногами кролем.

Методические указания. Ноги должны быть прямые и напря­женные; носки оттянуты, как у балерины. Все имитационные уп­ражнения на суше выполняются прямыми ногами. Движения про­изводятся от бедра. Делая эти упражнения в воде, занимающиеся преодолевают сопротивление воды; ноги сгибаются в суставах, в результате чего формируются хлыстообразные движения.

Упражнения в воде с неподвижной опорой

4.  И.п. — сидя на краю берега или бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.

5.   И.п. — лежа на груди, держась за бортик руками (локти упи­раются в стенку бассейна); подбородок на поверхности воды. Дви­жения ногами кролем. Выполняются в быстром темпе, чтобы за­нимающиеся не успевали широко разводить ноги и сгибать их в коленных суставах; не опускать голову в воду.

Перед выполнением упражнения необходимо научить занима­ющихся принимать правильное исходное положение: за счет упо-

ра предплечьями о стенку бассейна приподнимать ноги и таз к по­верхности воды.

6.  И.п. — лежа на груди, держась за бортик вытянутыми руками; лицо опущено в воду. Движения ногами кролем. Упражнение вы­полняется на задержке дыхания.

7.  И.п. — то же, держась за бортик бассейна прямой рукой, дру­гая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. Движения но­гами кролем с задержкой дыхания. То же, поменяв положение рук.

Типичные ошибки. Ноги согнуты в коленных суставах, носки не °тгянуты. Движения выполняются не от бедра, а от колена.

Методические указания. Ноги должны быть прямыми; носки ^Тянуты, как у балерины. Стопы должны быть развернуты внутрь. 'ФИ правильном выполнении упражнений ноги должны вспени- ВаТь воду; на поверхности появляются только пятки.

Упражнения в воде с подвижной опорой

8.   Плавание при помощи движений ногами, держа доску в вы­тянутых руках. Хват доски осуществляется таким образом, чтобы большие пальцы рук были внизу.

9.  То же, держа доску в одной вытянутой руке. Сначала правой рукой держать доску перед собой, левая вдоль туловища; затем по­менять положение рук. Упражнение выполняется на задержке ды­хания.

Упражнения в воде без опоры

10.  Плавание при помощи движений ногами с различными поло­жениями рук: прямые руки впереди; правая рука впереди, левая вдоль туловища; левая рука впереди, правая вдоль туловища; обе ру­ки вдоль туловища. Упражнение выполняется на задержке дыхания.

Упражнения для изучения согласования движений ногами и дыха­ния

Имитационные упражнения на суше

11.    И.п. — лежа на груди на скамье, руки вытянуты вперед. Имитация движений ногами кролем в согласовании с дыханием: вдох выполняется во время подъема головы вперед, выдох — при имитации опускания лица в воду.

12.   И.п. — то же, одна рука вытянута вперед, другая вдоль туло­вища. Имитация движений ногами кролем в согласовании с дыха­нием: вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох — при имитации опускания ли­ца в воду. То же, поменяв положение рук.

Упражнения в воде с неподвижной опорой

13.   И.п. — лежа на груди, держась за бортик вытянутыми рука­ми. Движения ногами кролем в согласовании с дыханием: вдох вы­полняется во время подъема головы вперед, выдох - во время опу­скания лица в воду.

14.И.п. — то же, держась за бортик бассейна одной рукой, дру­гая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. Движения но­гами кролем в согласовании с дыханием: вдох выполняется во вре­мя поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох – после поворота головы лицом в воду. То же, поменяв положение рук.

Упражнения в воде с подвижной опорой

15. Плавание при помощи движения ногами, держа доску перед собой в вытянутых руках. Хват доски осуществляется таким образом, чтобы большие пальцы рук были внизу. Вдох выполняется во время подъема головы вперед, выдох – во время опускания лица в воду.

16. То же, держа доску одной рукой, другая вдоль туловища; лицо опущено в воду. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки вытянутой вдоль туловища; выдох – после поворота головы лицом в воду. То же поменяв положение рук.

Упражнения в воде без опоры

17. Плавание при помощи движения ногами, руки вытянуты вперед.Вдох выполняется во время подъема головы вперед, выдох – во время опускания лица в воду.

18. То же, одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох – после поворота головы лицом в воду. То же, поменяв положение рук.

19. То же, обе руки вытянуты вдоль туловища. Дыхание выполняется так же как в упр. 17.

ИГРЫ НА ВОДЕ

Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания.

Информация о работе Обучение плаванию способом "Кроль на груди"