Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:38, реферат
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.
1. ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТАКА.
2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ.
3. ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ. СПОСОБЫ ПЛАВАНИЯ.
4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
6. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОДЕ ДЛЯ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
ЛИТЕРАТУРА.
Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя па плавание с полной координацией движений. Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в 15 игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный метод.
Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в результате предельной
мобилизации своих
Игровой метод. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять своп желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков плавания.
Также тренер оказывал помощь в выполнении упражнений, когда он и ученик действуют совместно. Такая ситуация возникала при выполнении упражнения, когда нужно уточнить деталь техники или исправить ошибку ученика. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько раз воспроизводил движение, фиксирует нужное положение тела или конечностей, имитирует упражнение.
Таким образом, мы считаем
что учебно-тренировочный
Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы адекватные и достаточные (в количественном отношении) средства и методы развития (двигательных способностей), схема организации и методы оценки их эффективности.
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Организованные занятия плаванием в детских садах могут проводить воспитатели, получившие предварительную подготовку. Они должны уметь плавать, быть знакомыми с техникой способов плавания и методикой обучения. Им необходимо овладеть приемами спасания утопающих и мерами предупреждения несчастных случаев на воде. В помощь воспитателям привлекается обслуживающий персонал и медицинская сестра детского сада.
Врач детского сада осуществляет постоянный надзор за санитарным состоянием места обучения плаванию, систематически следит за состоянием здоровья занимающихся детей.
Купание и обучение плаванию можно начинать с детьми, допущенными к занятиям врачом, с первых дней их прихода в дошкольное учреждение, если для этого, конечно, есть условия. В летнее время в открытом бассейне детского сада целесообразно купать всех детей, а обучение плаванию начинать с детьми 3—4, а то и 5 лет. Все зависит от физической подготовки детей и квалификации воспитателя. Для занятий плаванием с малышами лучше использовать искусственный бассейн. Ширина и длина его могут быть произвольными, но не менее 5X5 м, глубина — до 70—80 см. Форма бассейна может варьироваться в зависимости от местных условий (самая удобная форма — прямоугольная). Желательно, чтобы бассейн имел искусственный подогрев воды, особенно для средней и северной полосы нашей страны.
При использовании для купания естественного водоема — реки, озера, моря — заранее надо определить место у берега и подготовить для купания, игр и обучения ребятишек плаванию. При выборе такого места следует учитывать характер водоема и берега, состояние дна, характер течения, расстояние до детского сада. Желательно, чтобы это место было укрыто от ветров.
Для занятий плаванием рекомендуется выбрать место с ровным песчаным дном, плотным и не илистым. Переход от большей глубины к меньшей должен быть равномерным, пологим, с постепенно понижающимся дном. Дно надо заблаговременно обследовать и очистить от всяких посторонних предметов: камней, коряг, водорослей и т. д.
Глубину надо тщательно вымерить на всем участке, где будут проходить занятия. Обязательно проверить, нет ли на дне ям. Для детей 4—7 лет глубина водоема не должна превышать 80 см.
Скорость течения должна быть незначительной (не более 5—7 м/мин). Отведенное для купания и плавания место должно быть расположено вниз по течению, вдали от мест полоскания белья и выхода сточных труб. Купаться дети должны в чистой, прозрачной воде. Санитарная пригодность воды для купания определяется санитарно-эпидемиологической службой. Берег водоема не должен быть обрывистым, слишком крутым и скользким. Если естественный спуск к воде крут, то надо сделать лесенку или деревянный мостик. Выход к воде должен быть свободен от кустов и деревьев. Хорошо, если йа берегу есть подходящее сухое место для приема солнечных ванн и игр.
Следует определить границы водной поверхности, предназначенной для плавания. Их обозначают либо веревкой с пенопластовыми поплавками, прикрепленной к вбитым в дно кольям, либо шестами с укрепленными на них яркими флажками. Еще лучше оградить место легким деревянным заборчиком. Можно организовать и «лягушатник», специально изготовив деревянный ящик с дном и закрепив его на дне водоема. Примерная площадь ограждаемого места 8X 16 м, при этом 16 м отмеряется по линии берега и 8 м — по направлению от берега к глубокой части водоема. Пригодность места для плавания должна быть согласована с организацией ОСВОД.
Весь инвентарь, который может понадобиться для игр в воде и занятий плаванием — резиновые надувные мячи, круги, игрушки, плавательные доски, канат, веревки и пр., следует подготовить заранее. Количество плавательных досок, кругов, игрушек должно быть равно числу детей в одной учебной группе. Необходимо каждому ребенку иметь удобный и гигиеничный костюм, предметы туалета.
Занятия плаванием представляют собой звено целостного процесса физического воспитания в летний период. Они включаются в режим дня детского сада, где им отводится строго определенное время. Это помогает организации детского коллектива, сокращает время на подготовку к занятиям, облегчает работу воспитателей. В детском саду занятия плаванием удобно проводить с 11 ч или после послеобеденного сна с 15 ч 30 мин ежедневно. Для детей дошкольного возраста в жаркие дни допустимо купание, плавание 2—3 раза в день.
Продолжительность пребывания в воде, в зависимости от погодных условий и температуры воды, возраста детей и количества проведенных занятий, колеблется от 3—5 до 15—20 мин. Если дети купаются вторично, то не надо позволять им находиться в воде более 4—8 мин.
После длительных перерывов в занятиях продолжительность пребывания детей в воде должна уменьшаться, а затем вновь постепенно возрастать.
Начинать занятия в воде надо весной, когда температура воды в водоеме достигнет 22—23°, а воздух прогреется до 25—26°. На первом занятии ребята могут находиться в воде совсем немного —3—4 мин. В дальнейшем продолжительность пребывания в воде постепенно возрастает.
При температуре воды ниже 20—19° групповые замятия по плаванию проводить не следует, их надо заменить обливанием или душем. Купаться и плавать можно разрешать в таком случае в индивидуальном порядке наиболее закаленным детям.
Следует отметить, что при более высокой температуре воды дошкольники лучше осваивают предлагаемый учебный материал. Это зависит от ряда причин: увеличивается продолжительность пребывания детей в воде; теплая вода меньше возбуждает детей — внимание их остается более устойчивым, а движения менее резкими; стимулируется психологическая настроенность детей — они знают, что в воде можно будет побыть дольше, и внимательно выслушивают объяснения преподавателя, усердно повторяют упражнения. Но не следует увлекаться купанием только в теплой воде — это снижает закаливающий эффект занятий.
Дети занимаются плаванием по группам, и число их в одной группе не должно быть больше 12—15. В группу надо подбирать ребят одного возраста или смежного, близкого, например детей 4 лет объединять в группу с детьми 5 лет, пятилетних ребятишек — с шестилетними и т. д. Комплектуя группы, следует обращать внимание на физическую подготовленность детей. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Воспитатель проводит занятия с каждой группой детей поочередно. Перед тем как войти в воду, он обязательно должен пересчитать детей или провести поименную перекличку. То же повторяется по выходе из воды. Пока воспитатель занимается с одной группой детей, другие спокойно играют на берегу, загорают под присмотром няни, медсестры или воспитателя другой группы. Во время игр на берегу и приема солнечных ванн каждый ребенок должен обязательно иметь на голове легкую шапочку, панамку и т. д.
Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, в каждом из них последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми упражнениями по технике плавания, разучить упражнения для осваивания в воде и элементы техники плавания, поиграть, организованно завершить занятие.
Занятие начинается с построения группы. Затем на берегу дети знакомятся с новыми движениями, упражнениями для овладения техникой плавания и играми. Войдя в воду, они разучивают способы плавания, играют, проделывают разнообразные упражнения. В заключение занятия проводятся игры успокаивающего характера и свободное плавание.
На берег ребята выходят по сигналу воспитателя. Он проверяет, все ли вышли из воды, пересчитывает. Выйдя из воды, дети хорошо обтирают полотенцем все тело. Если день прохладный или дует свежий ветер, ребята после плавания надевают маечки или даже теплые рубашки с длинным рукавом, кофточки. Малышам надо помочь, старшие дошкольники проделывают все это самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 стр. 8 - 16
2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 стр. 45-80
3. Левин Г. Плавание для малышей. - М.1974 стр. 65 - 86
4. Макаренко Л.Т. Плавание - М.2002 стр. 25 - 56
5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985 стр. 104 -123
6. Алямовская В.Г. Как
воспитывать здорового ребенка.
7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 - 67
8. Шебек В.Н. Ермак
Н.Н. Шишкина В.А. Физическое
воспитание дошкольника.
9. Плавание. Учебник для пединститутов. М. - 1994 стр. 56 - 98
10. 10. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - Г. - 1992 стр. 234 - 243
11. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. С. - П. 2000 стр. 46 - 98
12. Набатников М.Я. Плавание. - М. 1962 стр. 68 - 201
13. Макаренко Л.П.
14. Булгакова Н.Ж. Отбор и
15. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
Информация о работе Обучение плаванию детей дошкольного возраста