Общие основы спортивной тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

Цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Анализ  соревновательных взаимодействий неизменно  приводит к необходимости моделирования  спортсменом поведения соперника  и различных вариантов развития событий. Актуальность такого моделирования в тактической деятельности спортсменов подчеркивается многими специалистами. Деятельность спортсмена в соревновательной ситуации определяется его мысленным отображением предполагаемого поведения противника.

Тактическое поведение спортсменов в единоборствах и спортивных играх базируется на аналогичной интеллектуальной деятельности, что обусловлено общими особенностями соревнования: активно противодействующий соперник, лимит времени на принятие решения, рефлективность мышления и другие. Это позволяет рассматривать многие психические процессы как универсальные механизмы тактического поведения в единоборствах и спортивных играх. Результат интеллектуальной деятельности - это принятое спортсменом решение, которое практически реализуется в его действиях.

Анализ  литературных источников показал ведущую  роль процесса принятия решения в  тактической деятельности спортсменов. Этот процесс осуществляется на двух уровнях: сенсорно-перцептивном и прогностическом. Для моделирования ситуаций принятия решения в зависимости от степени абстрагирования условий используют специфическую и неспецифическую формы. Переход от сенсорно-перцептивного уровня к прогностическому осуществляется при помощи неспецифической формы, как это показано в таблице 1.

Специфическую форму сенсорно-перцептивного уровня отличает стремление к максимальному сходству с реальностью, учет и реализация в модели как можно большего количества факторов, составляющих соревновательную ситуацию. При этом используются различные макеты, способные выполнять определенные действия, имитирующие поведение реального соперника. Главной задачей таких макетов является неожиданное для спортсмена изменение ситуации, требующее принятия решения в экстремальных усло-виях. Возможности моделирования на этом уровне детерминируются технической сложностью используемых устройств, которая, в свою очередь, обусловлена потребностью в таком устройстве на разных этапах подготовки.

При неспецифической  форме моделирования ситуаций принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне создаются условия для проявления особенностей простого и сложного реагирования, перцептивной и рецепторной антиципации. Но в процессе моделирования необходимо учитывать основные особенности моделируемой деятельности, например: появление объекта или изменение его, равномерное или ускоренное движение, последовательное или дискретное предъявление и т.п.

Проявления  интеллектуальной деятельности человека очень разнообразны и многогранны, поэтому выделение отдельных  качеств, обусловливающих принятие решения в тактических взаимодействиях, имеет большое значение. Как указывают многие специалисты, для единоборств и спортивных игр наиболее актуальными являются оперативное мышление, устойчивость и переключение внимания, способность к вероятностному прогнозу и рефлексии.

4. Психологическая подготовка

Внутренняя  психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние  воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.

Внутренняя  психологическая неготовность - это  неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как  у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.

Правильное  ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а  так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия.

Спортсмену  необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат  на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

Благотворное  влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

Большое значение имеет иногда специальная психологическая “настройка” на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках.

Еще один основной путь регуляции эмоциональных  состояний - саморегуляция. Тренироваться  в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции  полезны каждому. Однако надо заметить что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.

Вот несколько  приемов, описанных О.А.Черепановой  в книге “Соперничество, риск, самообладание в спорте”:

1. Преднамеренная  задержка проявления или изменения  выразительных движений. Сдерживая  смех или улыбку можно подавить  порыв веселья, а улыбнувшись  поднять настроение. Научившись  произвольно управлять тонусом  лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. Специальные  двигательные упражнения. При повышенном  возбуждении используются упражнения  на расслабление различных групп  мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном  темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.

3. Дыхательные  упражнения. Упражнения с медленным  постепенным выдохом являются  успокаивающими. Важное значение  имеет сосредоточение на выполняемом  движении.

4. Специальные  виды самомассажа. От энергичности  движений зависит характер воздействия самомассажа.

5. Развитие  произвольного внимания. Необходимо  сознательно переключать свои  мысли, направляя их с переживаний  в деловое русло, активизировать  чувство уверенности.

6. Упражнения  на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы  и самовнушения. С помощью внутренней  речи можно вызвать чувство  уверенности или те эмоции, которые  будут способствовать борьбе.

5. Морально-волевая  подготовка 

Задача  морально-волевой подготовки состоит в целенаправленном формировании моральных и волевых качеств, черт характера спортсмена, которые позволили бы ему с одной стороны гармонично сочетать занятия спортом с другими занятиями, а с другой - успешно реализовать свои специальные навыки и умения во время соревнований.

В условиях занятий спортом постоянно возникают  трудности и проблемы, преодоление  и решение которых закаляет характер, укрепляет волю. Сама суть спортивного  совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления большим трудом и усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Как уже отмечалось, занятия спортом предоставляют неограниченные возможности воспитания воли. Например, целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость - результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях. Самообладание воспитывается в обстановке жестокого соперничества на ответственных соревнованиях, при необходимости срочно исправить сделанные ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1. Ахмеров  Э. К., Канзас Э.Г. Волейбол в  школе. - Мн.: Нар. асвета, 1981. - 72 с., ил.

2. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. Культ./Под  ред. Ю. Н. Клещёва, А.Г.Айриянца. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура  и спорт, 270 с., ил.

3. Железняк  Ю. Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 128 с.: ил.

4. Учебная  программа. Для общеобразовательных  учреждений с белорусским и  русским языками обучения. Физическая  культура и здоровье 1 - 11 классы. 2008 г.

Информация о работе Общие основы спортивной тренировки