Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:07, реферат

Описание работы

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
сознательность и активность,
наглядность,
доступность,
систематичность,
динамичность.

Работа содержит 1 файл

принцип непрерывнсти.docx

— 101.72 Кб (Скачать)

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ  И 
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ 
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

5.1. Методические принципы  физического воспитания

   Методические  принципы физического воспитания совпадают  с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • систематичность,
  • динамичность.

   Однако  в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и  активности

Этот  принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого  интереса к занятиям физическими  упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, 

желанием  укрепить здоровье, внести коррекцию  в телосложение, достичь высоких  спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание  активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был  сформулирован четкий личный мотив  занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к  ним. Однако необходимая мотивация  к занятиям у некоторых студентов  возникает не сразу. Здесь потребуется  индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и  самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

   Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии или  тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения. Студентам I курса следует пояснить, что путь к физическому совершенству - большой  напряженный труд, где неизбежны  утомительные, нередко однообразные, упражнения и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

Принцип наглядности

Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное - создать правильное представление, образ двигательного  задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

   Непосредственная  наглядность - это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

   Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях  важную роль играет ритм. В этом случае понятие "наглядность" включает и  слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

   Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального  обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного  действия или спортивного мастерства.

Принцип доступности

Этот  принцип обязывает строго учитывать  возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также  индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. 

   Доступность не означает отсутствие трудностей в  учебно-тренировочном процессе, а  предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе - не пассивный  субъект, а активно действующее  лицо. Полное соответствие между возможностями  и трудностями при мобилизации  всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

   Конкретные  данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в  начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено  тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых  упражнениях, в упражнениях "на выносливость" и силу основных мышечных групп. Определяя  меру соответствия между возможностями  и трудностями освоения учебного материала, специалист ориентируется  на утвержденные программные и нормативные  требования для студентов высших учебных заведений, разработанные  на основе научных данных и обобщения  практического опыта.

   Таким образом, принцип доступности в  практике физического воспитания студентов  предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень  доступности заданий связан с  необходимостью преодоления некоторой  частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

   В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем  общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные "средней части" студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая - в усложненных.

   По  мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель  все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя "степень доступности" при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся учебно-тренировочной группы.

   Индивидуальный  подход учитывает возможности каждого  занимающегося при определении  учебно-тренировочного задания. Его  чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником 

на  учебно-тренировочных занятиях почти  ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном занятии - 1-8 чел. (за исключением  некоторых спортивных игр).

   В практике работы по физической культуре преподаватель использует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные доступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных  занятий во внеурочное время.

   Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном  этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

Принцип систематичности

Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

 

   Регулярность  занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет  четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине "Физическая культура" - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

   Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность  и последовательность в освоении учебного материала.

   Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

   Дело  в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими  исследователями детально изучено  замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их "с избытком". Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок (рис. 5.1) 

  
Рис. 5.1. Изменение уровня работоспособности  под влиянием повторных физических нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину).

   Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным  занятием последует слишком большой  перерыв, то указанный эффект в той  или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон - непрерывности учебно-тренировочного процесса.

   Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий  в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими  принципа непрерывности.

   Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

   Не  меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

   Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и 

многолетнего  процесса физического воспитания также  является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем  аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования  к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане  на общую последовательность оказывают  влияние и особенности возрастного  развития человека.

Принцип динамичности

Принцип динамичности, или постепенного повышения  требований, заключается в постановке все более трудных заданий  по мере выполнения предыдущих. Это  выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при  соблюдении принципа доступности). При  реализации принципа динамичности предусматривается  регулярно обновлять учебный  материал, а также увеличивать  объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков - координационной основой для  освоения новых, более сложных двигательных заданий.

   Ответные  реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

   Динамика  нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах (рис. 5.2).

   Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

   Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

   Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

   В заключение еще раз важно подчеркнуть  тесную взаимосвязь рассмотренных  методических принципов, поскольку, в  конце концов, они отражают отдельные  стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных 

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания