Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:07, реферат
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
сознательность и активность,
наглядность,
доступность,
систематичность,
динамичность.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
Этот
принцип предусматривает
желанием
укрепить здоровье, внести коррекцию
в телосложение, достичь высоких
спортивных результатов. В качестве
мотива может быть просто желание
активно отдохнуть или получить
хорошую оценку по физической культуре.
В любом случае важно, чтобы был
сформулирован четкий личный мотив
занятий физическими
Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии или тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения. Студентам I курса следует пояснить, что путь к физическому совершенству - большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные, упражнения и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.
Наглядность
- необходимая предпосылка
Непосредственная наглядность - это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.
Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие "наглядность" включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.
Принцип
наглядности должен присутствовать
не только на этапе первоначального
обучения, но и на других этапах технического
совершенствования
Этот
принцип обязывает строго учитывать
возрастные и половые особенности,
уровень подготовленности, а также
индивидуальные различия в физических
и психических способностях занимающихся.
Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе - не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.
Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях "на выносливость" и силу основных мышечных групп. Определяя меру соответствия между возможностями и трудностями освоения учебного материала, специалист ориентируется на утвержденные программные и нормативные требования для студентов высших учебных заведений, разработанные на основе научных данных и обобщения практического опыта.
Таким
образом, принцип доступности в
практике физического воспитания студентов
предусматривает определение
В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные "средней части" студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая - в усложненных.
По
мере более глубокого знакомства
с учебной группой
Индивидуальный
подход учитывает возможности каждого
занимающегося при определении
учебно-тренировочного задания. Его
чаще применяют в спортивной подготовке,
где тренер встречается с учеником
на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном занятии - 1-8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).
В практике работы по физической культуре преподаватель использует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные доступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.
Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.
Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Регулярность
занятий предполагает рациональное
чередование психофизических
Принцип
систематичности при проведении
учебно-тренировочных занятий
Принцип
систематичности обеспечивает н
Дело
в том, что еще Ж. Ламарком (1809)
было замечено, а в дальнейшем многими
исследователями детально изучено
замечательное свойство живых систем,
состоящее в том, что организм
не просто возмещает рабочие траты,
а компенсирует их "с избытком".
Путем сверхвосстановления израсходованных
энергетических веществ и обновления
белковых структур создается основа отставленного
эффекта выполненной работы. Данное положение
и раскрывает суть совершенствования
функциональных систем организма (повышение
тренированности) под влиянием систематических
(регулярных) целенаправленных учебных
занятий-тренировок (рис. 5.1)
Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон - непрерывности учебно-тренировочного процесса.
Повторяемость
и вариативность в применении
различных упражнений и заданий
в оптимальных временных
Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.
Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.
Последовательность в
освоении учебно-тренировочных заданий
и учебного материала в рамках одного
занятия, многомесячного и
многолетнего
процесса физического воспитания также
является одной из сторон принципа
систематичности. Общая последовательность
(в многомесячном и
Принцип
динамичности, или постепенного повышения
требований, заключается в постановке
все более трудных заданий
по мере выполнения предыдущих. Это
выражается в постепенном усложнении
двигательных задач, в нарастании объема
и интенсивности нагрузок (при
соблюдении принципа доступности). При
реализации принципа динамичности предусматривается
регулярно обновлять учебный
материал, а также увеличивать
объем и интенсивность
Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Динамика
нагрузок характеризуется
Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.
Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.
В
заключение еще раз важно подчеркнуть
тесную взаимосвязь рассмотренных
методических принципов, поскольку, в
конце концов, они отражают отдельные
стороны и закономерности одного
и того же процесса физического воспитания.
Отсюда следует, что ни один из указанных