Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

Содержание

Введение
1. Методические принципы физического воспитания
2. Средства и методы физического воспитания
3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
4. Воспитание физических качеств
5. Общая физическая подготовка
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

План

Введение 

  1. Методические принципы физического воспитания
  2. Средства и методы физического воспитания
  3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  4. Воспитание физических качеств
  5. Общая физическая подготовка

Заключение 

Литература 

 

Введение

 

Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.). В единстве с другими видами воспитания может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с  обществом и развивается по законам  общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.

Понятие «система физического воспитания»  отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

 

1.Методические принципы физического воспитания

 

Методические  принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • систематичность,
  • динамичность.

Однако в  сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу.

Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная  наглядность — это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях  важную роль играет ритм. В этом случае понятие "наглядность" включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности. Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания

Принцип систематичности  — это, прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность  занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет  четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине "Физическая культура" — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным  занятием последует слишком большой  перерыв, то указанный эффект в той  или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза).

Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все  более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности  нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

 

2. Средства  и методы физического воспитания

 

К средствам  физического воспитания относятся  физические упражнения, оздоровительные  силы природной среды и гигиенические  факторы. Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

  • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
  • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические  упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

В процессе физического  воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

  • метод регламентированного упражнения;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;

словесные и  сенсорные методы

Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

♦ твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

♦ по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

♦ создание или  использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод К особенностям игрового метода в частности относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность.

Соревновательный  метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Словесные и  сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

3. Основы  обучения движениям. Этапы обучения  движениям

 

При обучении двигательным действиям ставится задача довести  до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные  с ними знания. Определим понятия  "двигательное умение" и "двигательный навык", чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение —  это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Определим понятия "двигательное умение" и "двигательный навык", чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

В процессе многократного  повторения разучиваемого двигательного  действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный  навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически  и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение  многих лет. Классический пример; научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

 

4. Воспитание физических качеств

 

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям. Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание  силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Методы максимальных усилий

Метод повторных  усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30—70% рекордного, которые выполняются сериями по 4—12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов. Отдых между сериями 2—4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7—13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых  и средних отягощений (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15—25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов, отдых между ними 2—4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Воспитание  быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания