Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:48, доклад
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
В возрастном развитии человека очень
важная роль принадлежит физическому
воспитанию. Это касается не только содействия
нормальному физическому развитию растущего
организма и его совершенствованию, укрепления
здоровья, но и формирования духовных
качеств личности. Все это становится
возможным и реальным при правильной постановке
физического воспитания, осуществлении
его в органической связи с другими видами
воспитания: умственным, нравственным,
трудовым, эстетическим.
Взаимосвязь физического воспитания
с умственным.
Непосредственная связь заключается
в том, что в процессе физического воспитания
оказывается прямое воздействие на развитие
умственных способностей занимающихся.
На занятиях постоянно возникают познавательные
ситуации, связанные с овладением техникой
физических упражнений, ее совершенствованием,
овладением приемами практических действий
и пр.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья,
развитие физических сил в процессе физического
воспитания составляют необходимое условие
для нормального умственного развития
детей. Это отмечал еще выдающийся ученый
П.Ф.Лесгафт. Он писал: «Между умственным
и физическим развитием человека существует
тесная связь, вполне выясняющаяся при
изучении человеческого организма и его
отправлений. Умственный рост и развитие
требуют соответствующего развития физического».
Взаимосвязь физического воспитания
с нравственным. С одной стороны, правильно организованное
физическое воспитание способствует формированию
положительных черт морального облика
человека. В процессе сложной и напряженной
тренировочно-соревновательной деятельности
проверяются и формируются моральные
качества молодежи, крепнет и закаляется
воля, приобретается опыт нравственного
поведения.
На нравственной основе осуществляется
воспитание спортивного трудолюбия, способности
к преодолению трудностей, сильной воли
и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания
с эстетическим. Занятия физическими упражнениями
создают благоприятные условия для эстетического
воспитания. В процессе занятий формируется
красивая осанка, осуществляется гармоничное
развитие форм телосложения, воспитывается
понимание красоты и изящества движений.
Все это помогает воспитанию эстетических
чувств, вкусов и представлений, способствует
проявлению положительных эмоций, жизнерадостности,
оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания
основана на единстве их цели - формировании
человека, а физическое совершенство составляет
часть эстетического идеала.
Взаимосвязь физического воспитания
с трудовым. Систематические занятия физическими
упражнениями формируют организованность,
настойчивость, способность преодолевать
трудности, собственное нежелание или
неумение и в конечном итоге воспитывают
трудолюбие. Результаты трудового воспитания
по формированию определенных качеств
личности непосредственно положительно
отражаются и на эффективности процесса
физического воспитания.
«Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности»
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: трудовую деятельность, на структуру нравственно - интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».
Спорт, вне всякого сомнения -
одно из главных средств
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека.
«Десять лет, проведённых в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, узнал я и самое прекрасное, что есть на свете, - людскую дружбу».
Физическое воспитание и спорт
тесно взаимосвязано с другими
сторонами воспитания: умственным,
нравственным, трудовым, эстетическим
и, следовательно оказывает
В спорте представлены практически все
виды человеческой деятельности: познавательная,
ценностно-ориентационная, общение и т.д.
Поэтому в процессе физического воспитания
можно активно формировать сознание и
поведение людей в нужном направлении.
В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников.
Каким же образом это происходит? Здесь
имеют быть место две связи: непосредственная
и опосредованная.
Непосредственная связь заключается в
том, что в ходе физического воспитания
осуществляется прямое воздействие на
развитие интеллектуальных качеств занимающихся.
В процессе занятия спортивными упражнениями
непрерывно возникают двигательные познавательные
ситуации, решение которых требует значительного
умственного напряжения. Уже простое решение
двигательных задач: как сделать движение
быстрее, точнее, что надо предпринять,
чтобы исправить допущенную ошибку, и
т.д. - представляет собой цепь мыслительных
операций, включающих наблюдение, обобщение,
принятие решения. Специфичность умственной
деятельности в процессе занятия спортом
заключается в тесном взаимодействии
между движениями тела и умственными операциями:
занимающиеся непрерывно сверяют программу
движений с ее фактическим выполнением.
В результате закрепляются осознанные
связи между мышечными ощущениями, двигательной
задачей и способом ее решения. Движения
становятся способом познания и освоения
окружающего мира.
Опосредованная связь спорта с умственным
развитием личности состоит в том, что
занятия физическими упражнениями создают
необходимый фундамент в виде крепкого
здоровья, которое позволяет человеку
полноценно выполнять умственную деятельность.
Занятие спортом зачастую используется
как средство для снятия умственного напряжения
и стимуляции интеллектуальной деятельности.
В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся.
Оно направлено на формирование у человека
социально ценных качеств, которые определяют
его отношение к другим людям, к обществу,
к самому себе и в совокупности представляют
то, что принято называть нравственной
воспитанностью. Эта характеристика -
стержневая в определении личности. Ее
содержание обусловлено нормами морали,
господствующей в обществе. Занятия спортом
развертываются на фоне общения, в коллективе,
под руководством учителя. Именно общение
является самым могучим фактором формирования
нравственных качеств занимающихся, с
самого начала занятий спортом они начинают
сознавать причастность к коллективу
и в соответствии с правилами и распоряжениями,
учатся управлять своими действиями, соотносить
их с действиями других. Так укрепляется
воля, вырабатывается дисциплинированность,
формируется привычка к соблюдению норм
нравственного поведения. В играх и спортивных
соревнованиях заключены богатые возможности
для формирования норм коллективного
поведения. Овладевая различными командными
функциями, воспитуемые учатся не только
организовывать свое поведение, но и активно
влиять на действия своих товарищей, воспринимать
задачи коллектива как свои собственные,
мобилизовывать деятельность других в
интересах команды. Под руководством тренера
укрепляются такие важные нравственные
качества, как ответственность перед коллективом,
чувство долга, гордость за успехи команды,
школы и т.д.
Информация о работе Направленное формирование личности в процессе физического воспитания