Методы обучения плаванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 03:06, реферат

Описание работы

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

Работа содержит 1 файл

Методы обучения.docx

— 23.02 Кб (Скачать)

   После демонстрации и объяснения техники  изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в  том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании  его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитии двигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать  изучаемым способом.

   Практическое  ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих  у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и  т. д.

   Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также  освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения  движениями в воде необходимо прежде 'всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в  обязательном порядке перед изучением  упражнения проводится опробование  данного исходного положения.

   При обучении различным плавательным движениям  используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы  последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения  положения рук при плавании с  помощью одних ног. Однако не следует  увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые  были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

   Отдельные элементы техники облегченных и  спортивных способов плавания и их согласования изучаются в таком  порядке.

   1. В опорном положении без продвижения  (опираясь руками о бортик или  стоя на дне) и с продвижением (выполняя движения руками и  продвигаясь по дну в положении  наклона вперед). В опорных положениях  в воде проводится подробное  ознакомление с движениями и  их предварительное изучение, и, 2. В безопорном положении с  продвижением (скольжение с последующими  движениями конечностями согласно  заданию).

   3. В движении с подвижной опорой (о доску, надувной круг и  пр.). Такое плавание используется  для совершенствования навыка  плавания и развития физических  качеств.

   При изучении согласования движений с дыханием наиболее распространены следующие  варианты.

   Вариант 1. Элемент техники изучается при  произвольном (подбородок у воды) и  задержанном на вдохе (голова опущена  в воду) дыхании последовательно: в опорном (у бортика или стоя на дне) и безопорном (только на задержанном  дыхании) положениях. Далее этот элемент  в такой же последовательности изучается  уже в согласовании с дыханием.

   Вариант 2. Элемент техники изучается при  произвольном и задержанном на вдохе  дыхании в опорном положении, затем в этом же положении, но уже  в согласовании с дыханием. Далее  проводится изучение элемента в безопорном положении на задержанном дыхании, затем в безопорном положении, но уже в согласовании с дыханием.

   Вариант 3. Элемент техники изучается в  опорном положении. Первое упражнение, направленное на изучение этого элемента, вначале изучается при произвольном, затем при задержанном дыхании  и, наконец, в согласовании с дыханием. Далее в такой же последовательности выполняются второе, третье и все  последующие упражнения в опорном  положении. По этому же принципу осуществляется изучение элемента техники в безопорном положении: каждое упражнение вначале  выполняется на задержанном дыхании, а затем в согласовании с дыханием.

   Выбор того или иного варианта определяется главным образом степенью плавательной подготовленности учащихся. Если плавательная подготовленность средняя, то наиболее целесообразно использовать третий вариант, при плохой подготовленности - первый или второй.

   Однако  в процессе обучения целесообразно  комбинировать все варианты.

   При изучении способа плавания в целом  следует проплывать заданные отрезки  дистанции в оптимальном темпе, но выполнять при этом полный выдох  в воду ("подчинять движения дыханию"). Только такое сочетание движений с дыханием может способствовать качественному освоению всех способов плавания в полной координации.

   В процессе обучения плаванию необходимо обращать внимание учащихся на основные ошибки и устранять их в первую очередь. Как правило, эти ошибки создают дополнительное сопротивление  воды, мешают правильному выполнению рабочих движений, нарушают координацию  движений и т. д.

   После выполнения любых упражнений, в том  числе связанных с задержкой  дыхания, следует каждый раз проделать  несколько выдохов в воду.

   При совершенствовании техники способа  плавания и его элементов используется безопорное плавание и плавание с  подвижной опорой (доска, надувной круг и пр.) на небольшие отрезки дистанции. При плавании с помощью одних  ног без опоры и с опорой о доску необходимо согласовывать  движения ногами с дыханием (выдох  выполнять в воду). По мере совершенствования  техники и функциональной подготовленности занимающихся длина и скорость проплываемого  расстояния увеличиваются.

Информация о работе Методы обучения плаванию