Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:14, доклад
Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.
Методы обучения дошкольников в процессе физического воспитания
Метод — это
система приемов, направленная
на оптимизацию процесса
Основу методов
физического воспитания составляет
регулирование нагрузок и их гармоничное,
продуманное сочетание с
Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные (словесные) и практические методы.
В развитии личности ребенка важную роль играет усвоение им накопленного человечеством опыта: знаний, способов деятельности и т.д. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественному его развитию способствуют следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.
Информационно-рецептивный
метод характеризуется
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т. е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Метод проблемного
обучения рассматривается как элемент,
составная часть целостной
В основе проблемного
обучения лежат законы развития человеческого
мышления. Выдающийся психолог и философ
С.Л. Рубинштейн (1889—1960) отмечал, что
начальным моментом мыслительного
процесса обычно является проблемная
ситуация. Мыслить ребенок начинает,
когда у него появляется потребность
что-то понять. Исследования последних
лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные
функции проблемного обучения. Важнейшая
особенность его в том, что
перед ребенком ставится проблема для
самостоятельного решения. Осуществляя
поиски решения тех или иных двигательных
задач, он сам добывает знания. Знания,
добытые собственными усилиями, сознательнее
усваиваются и прочнее
Постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно.
Решение ребенком посильных
проблем в подвижных играх
и упражнениях рождает веру в
свои силы. Он переживает радость самостоятельных
маленьких «открытий». Внесение проблемных
ситуаций в двигательную деятельность
детей делает обучение более интересным
и увлекательным. Обучение ребенка,
усвоение им знаний создают предпосылки
для творчества. В многогранном процессе
обучения этому отводится значительное
место, поскольку глубокое усвоение
знаний возможно только при творческой
их переработке. Продуманное, целенаправленное
использование педагогом
В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки. Рассмотрим особенности каждого из этих методов.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
— наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
— точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
— создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д.).
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:
— начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);
— оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);
— постепенно повышать скорость преодоления кругов. Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:
— воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений на каждом из снарядов, расположенных в определенной последовательности;
— подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;
— использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами.
Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующие факторы:
1) тренировочную
нагрузку целесообразно
2) оптимальное
количество «станций» от 6 до 8—10,
необходимо постепенно
3) после выполнения
упражнений, перед переходом на
очередную «станцию»
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.
Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
Широко используются
в системе физического
Наглядные методы формируют
представления о движении, яркость
чувствительного восприятия и двигательных
ощущений, развивают сенсорные
Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 72-76.
Информация о работе Методы обучения дошкольников в процессе физического воспитания