Методы и принципы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о средствах и методах физического воспитания.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.

Содержание

Введение
1. Средства физического воспитания
1.1 Гигиенические факторы
1.2 Физические упражнения
1.3 Оздоровительные силы природы
2. Методы физического воспитания
2.1 Методы строго регламентированного упражнения
2.2 Игровой метод
2.3 Соревновательный метод
2.4 Общепедагогические методы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по физической культуре.docx

— 27.30 Кб (Скачать)

2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма (солнечные,  воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном  воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных  требований к использованию оздоровительных  сил природы является системное  и комплексное применение их в  сочетании с физическими упражнениями.

2. Методы физического  воспитания

2.1 Методы строго  регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического  воспитания является строгая регламентация  упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается  в том, что каждое упражнение выполняется  в строго заданной форме и с  точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.

Они позволяют:

1) осуществлять  двигательную деятельность занимающихся  по твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам,  комбинациям, очередности выполнения  и т.д.);

2) строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности,  а также управлять ее динамикой  в зависимости психофизического  состояния занимающихся и решаемых  задач; 

3) точно дозировать  интервалы отдыха между частями  нагрузки;

4) избирательно  воспитывать физические качества;

5) использовать  физические упражнения в занятиях  с любым возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать  технику физических упражнений  и т.д.

2.2 Игровой метод

В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что  двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

Основными методическими  особенностями игрового метода являются:

игровой метод  обеспечивает всестороннее, комплексное  развитие физических качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков, так  как в процессе игры они проявляются  не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода можно  избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие  игры);

наличие в игре элементов соперничества требует  от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным  методом воспитания физических способностей;

широкий выбор  разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у  человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий  и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно  формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и  сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности  и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

2.3 Соревновательный  метод

Соревновательный  метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п. как элемент организации урока,  любого физкультурно – спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный  метод позволяет:

- стимулировать  максимальное проявление двигательных  способностей и выявлять уровень  их развития;

- выявлять и  оценивать качество владения  двигательными действиями;

- обеспечивать  максимальную физическую нагрузку;

- содействовать  воспитанию волевых качеств.

2.4 Общепедагогические  методы.

В физическом воспитании широко применяются методы общей  педагогики, в частности методы использования  слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные  методы). Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования. 
 

Заключение

На современном  этапе на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими, социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала России, являются:

- тенденции к  уменьшению продолжительности жизни  и роста смертности населения; 

- снижение уровня  физического и психического здоровья  под влиянием социальных, экологических  и педагогических факторов среды  жизнедеятельности; 

- ухудшающееся  положение детей, семьи, молодежи  как важнейших составляющих человеческого  потенциала будущих поколений; 

- развитие педагогической  науки и образования и их  невостребованность властью.

Обращение к физической культуре в системе педагогического  образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма  дальнейшего развития негативных тенденций  в состоянии здоровья подрастающего  поколения нашей страны.

Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается  механизм компенсации дефицита в  состоянии и качестве здоровья будущих  педагогов, уже проявившийся к настоящему времени.

В-третьих, проектируется  вариативная логика включения студентов  педагогических образовательных учреждений в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения  содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности.  

Список  литературы

1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. - 240с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической  деятельности в физической культуре  и спорте. М.: издательский центр  «Академия» 2000г. -264с.

3. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы  физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -480с.

4. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

5. Сальников В.А.  Индивидуальные различия как  основа оптимизации спортивной  деятельности // Теория и практика  физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

6. Теория и технология  образования: экспериментальное  учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и  др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.  

Информация о работе Методы и принципы физического воспитания