Методология исследования в сфере физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 01:52, контрольная работа

Описание работы

Уровень и качество исследований в этой области постоянно повышаются за счет усиления внимания к вопросам организации здорового образа жизни, совершенствования интеллектуальных, физических, морально-волевых составляющих учебно-воспитательного процесса.
Физическое обучение и воспитание – многолетний процесс. В нем совершенствуются умения и навыки физического и умственного развития. Содержания и формы этого процесса в различные периоды обучения меняются в зависимости от условий жизни и деятельности, целей и задач обучения, возрастных изменений каждого обучающегося.

Работа содержит 1 файл

Guor.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.М. Гайсина, студентка 2 курса специальности  «Преподаватель физической культуры и  спорта»

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара, Россия, 443068, г. Самара, ул. Мичурина, 118а, e-mail: info@samara-sport.ru

 

Методология – это  наука, позволяющая целесообразно  выбирать методы, подходы и методики научного исследования с учетом специфики  решаемых задач.

В теории физической культуры методология исследования характеризуется  комплексным подходом, отражающим единство философских (всеобщих), общенаучных (интегративных) и конкретно-исследовательских (частных) принципов, подходов и методов научного познания.

Уровень и качество исследований в этой области постоянно повышаются за счет усиления внимания к вопросам организации здорового образа жизни, совершенствования интеллектуальных, физических, морально-волевых составляющих учебно-воспитательного процесса.

Физическое обучение и воспитание – многолетний процесс. В нем совершенствуются умения и навыки физического и умственного развития. Содержания и формы этого процесса в различные периоды обучения меняются в зависимости от условий жизни и деятельности, целей и задач обучения, возрастных изменений каждого обучающегося.

Концептуальная направленность учебного процесса по физической культуре – реализация интересов государства, запросов общества к физическому совершенствованию граждан, подготовка их к квалифицированному труду и социально активной жизни.

Для эффективного освоения студентами физической культуры преподаватели в своей практике используют различные способы активизации учебной деятельности:

 

  • оптимизацию и интенсификацию на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий;
  • деятельностный подход к формированию спортивно-направленных личностных качеств студентов.

 

Суть деятельностного  подхода заключается в том, что  преподаватель (тренер) во время занятий  ориентирует студента не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на формирование творческого  подхода к выполнению научного задания (упражнения). При реализации деятельностного подхода преподавателю необходимо согласовать свои действия с возможностями и способностями студента к выполнению тех или иных видов физкультурно-спортивной нагрузки.

Под методом научного исследования понимается способ теоретического описания или практического осуществления какого-либо процесса. Метод является основой методики любого научного исследования.

Общенаучные методы и подходы применяют  как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания. Они широко используются в различных областях науки, развитие и становление которых в определенной мере подчинены одинаковым объективным законам. Общенаучные подходы ориентированы преимущественно на интегративное познание сложноорганизованных явлений. Для теории физической культуры как широко обобщающей науки общенаучные методы и подходы представляют особую ценность и значимость.

Общенаучные подходы и  методы исследования




 

Эмпирический уровень познания




 

Теоретический уровень познания




 

 

Системный подход




 

 

Кибернети-ческий подход




 

 

Метод моделирования




 

 

Метод прогнозиро-вания




 

 

Метод проектирования




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегративные подходы  и методы научного познания

 

 

Системный подход в исследованиях  физической культуры позволяет комплексно охватить совокупность явлений и закономерностей, присущих ей, дает возможность осмыслить их во взаимосвязи, исключить искусственное их расчленение на части, выявлять целостность, присущую объектам действительности, позволяет включить в этот процесс специалистов различных специальностей и профилей.

 

 

Кибернетический подход

Работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Л.В. Чхаидзе, В.М. Зациорского, Д.Д. Донского, А.Р. Лурия, П.Н. Хмоленка, Ж.К. Холодова и др. дают основание  сделать вывод о большой перспективности кибернетического подхода в исследованиях теории физической культуры.

Для физической культуры как социального явления характерна достаточно сложная организация  ее в обществе, многоцелевые процессы управления ее функционированием. Использование  кибернетических подходов дает новые  возможности понять законы управления в ней.

Метод моделирования 

Использование моделирования в  исследованиях предполагает осуществление  следующих процедур: постановку задачи, создание или выбор модели, исследование модели, перенос модели на оригинал.

Метод прогнозирования

В последнее десятилетие бурное развитие прогностики как научной отрасли привело к созданию ряда методов и подходов, специально ориентированных на предвидение того, как будут «вести себя», изменяться, развиваться исследованные явления или процессы в будущем.

Метод проектирования

Метод проектирования предполагает конструктивно преобразующую деятельность и ориентирование на создание целесообразной модели. Основой проективной деятельности является разработка проекта.

Конкретно-исследовательские  методы получения первичной обработки и проверки материалов объединяют способы и приемы библиографического розыска, сбора и систематизации документальной информации, а также методы наблюдения, обследования, эксперимента, статистической и иной обработки фактических данных.

Значимая информация по теории физической культуры может содержаться в официальных документах, в архивных материалах, личных документах (дневниках). Для правильной организации сбора и систематизации информации необходимо уметь вести тематическую картотеку по исследуемой проблеме, иметь навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, контент-анализа, систематизации выделенных представлений и фактов.

Основной тип исследования в теории физической культуры – теоретическое исследование, направленное на получение новых знаний или пополнение существующих. Построение такого исследования предусматривает определенную структуру и последовательность в выполнении исследовательских процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        I этап                                        II этап                         III этап


 

 

Построе-

ние теорети-

ческого исследо-

вания

 

Выявле-

ние проб-

лемной ситуации

 

Постанов-

ка проблем-

ной ситуации

 

Форму-

лирова-

ние рабочей

гипотезы

Эмпирическая

сбор основного фактичес-

кого материала

      обработка материала


Проверка  гипотезы


Результи-

рующая разработ-

ка теорети-

ческих положе-

ний





    2 3 4                  5    операции


 

Логика построения теоретического исследования

(по Л.М. Матвееву, 1983)

 

Требования, предъявляемые  к системе образования в области физической культуры и спорта, направлены на формирование гармонично развитой личности с учетом личностных особенностей обучающегося.

Физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, а также специфические черты. Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные и физические особенности обучаемых, преподаватель использует специфические формы и методы обучения – физические упражнения, спортивную тренировку и др.

В то же время необходимо учитывать прямую связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых.

Педагогический процесс совершенствования  физических способностей студентов  связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Эффективность этого процесса достигается в том случае, если применение тех или иных средств и методов обучения физической культуре основывается на знании биологических особенностей организма человека и требований спортивной медицины.

 

 

 

 

 

 

Освоение требований физической культуры позволяет студентам:

 

    • усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;
    • поддерживать физическую форму в хорошем и отличном состоянии;
    • повышать качество учебной деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Информация о работе Методология исследования в сфере физической культуры