Методика воспитания скоростно-силовых способностей у баскетболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Даны общие представления о скоростно-силовых способностей; раскрыты средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у баскетболистов. Рассмотрены сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Характеристика двигательной деятельности баскетболиста …….
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов ……………………………………………………..……
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
2.1. Общие представления о скоростно-силовых качествах баскетболиста ………………………………………………………………..
2.2. Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Работа содержит 1 файл

скоростно-силовые способности баскетболистов .doc

— 139.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. 3
 
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ СПОСОБНОСТЕЙ
 
    1. Характеристика  двигательной деятельности баскетболиста …….
5
    1. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов ……………………………………………………..……
 
    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
 
8
    1. Общие представления о скоростно-силовых качествах баскетболиста ………………………………………………………………..
 
11
    1. Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей
14
 
    ВЫВОДЫ ……………………………………………………………
 
24
 
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
 
26

 

 

Введение

    Актуальность  исследования. В современной жизни использование занятий физическими упражнениями все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры (Матвеев Л.П., 1991)

    Современный баскетбол находится на стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

    Баскетбол широко используется как средство физического  воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию морально-волевых качеств учащихся: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры также содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр (Кудряшов В.А., 1980). Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

    Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств (Джон Р. 1997). Данное утверждение совершенно справедливо и для юных баскетболистов, которые занимаются баскетболом, как в спортивных секциях, так и на занятиях по физической культуре в школе.

    Решение проблемы повышения физических качеств школьников легло в основу нашего исследования, обусловило актуальность и обозначило тему: Воспитание скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов»

    Цель  исследования – совершенствование методики скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов.

    Объект  исследования – учебно-тренировочный процесс.

    Предмет исследования – скоростно-силовые способности.

    В соответствии с целью перед исследованием поставлены следующие задачи:

    1. Выявить особенности проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста.

    2. Выявить возрастные особенности воспитания скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет.

    3. Изучить средства и методы развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов.

 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ 

    1. Характеристика двигательной деятельности баскетболиста
 

    Баскетбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведения мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, а также деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, которые заняты в основном умственной деятельностью (11).

    Для достижения успеха необходимы согласованные  действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

    Действия  каждого игрока команды имеют  конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

     центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

     крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

     защитник – должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

    Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

    Результативность  игровых действий тесно связана  с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах от 5 до 10 секунд, что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 секунд, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 секунда, наиболее устойчивом интервале броска (4).

    Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в принятии решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

    Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

    Деятельность  баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и должна опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока (17).

    Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождения мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков (2).

    Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние от 5000 до 7000 метров, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений, остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 минуты, а остальное время играет без мяча (2).

    За  последнее время игра значительно  интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует от участников игры огромных затрат сил и энергии.

    Установлено, что энергетическое обеспечение  игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МГЖ) у баскетболистов с ростом квалификации растет и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин. (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимально возможного энергетического потенциала (13).

    Одним из важных показателей функционального  состояния организма является сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений является кардиологическим критерием, который отражает степень физиологической нагрузки. Установлено, что частота сердечных сокращений у баскетболистов во время игры достигает 180-210 ударов в минуту.

    Величина  тренировочной нагрузки отражает степень  воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать  тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд./мин, уровень потребления кислорода – 30% от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд/мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд в мин, величина кислородного долга 5-7 л/мин. (13).

    За  игру спортсмен теряет в весе от 2 до 5 кг, энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

    Сущность  игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельность баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс. 

    1.2.Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 

    В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный  прирост физических качеств. Кроме  того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям в большую сторону (развитию) в тренировочном процессе, но даже, наоборот, уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

     координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;

      – быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 11- 14 лет;

     сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16 – 17 лет;

     скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-16 лет;

     гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики); 7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет. 13-14 лет (девочки);

Информация о работе Методика воспитания скоростно-силовых способностей у баскетболистов