Методика метания
Метание малого мяча с места является
для третьеклассников основной задачей
в метаниях. Для выполнения ее на
уроках необходимо решить такие частные
образовательные задачи как обучение
работе ног и сочетанию движения
туловища и верхних конечностей,
а также совершенствование умения
заканчивать метательное движение
резким хлестообразным рывком метающей
руки.
В III классе уроки
почти не дополняют новыми
видами упражнений в метании
как больших, так и малых
мячей. Меняются в основном
требования к условиям его
выполнения. Метание двумя руками
и одной выполняется из исходного
положения (и. п.) стоя лицом
в направлении метания, левая
нога впереди, и стоя полу
боком в направлении метания.
При метании из этих и. п.
усложняется координация движений,
прежде всего ног. Если во II
классе при метании из фронтальной
стойки в основном обращалось
внимание на правильное разгибание
ног, то при метании из и.
п. левая нога впереди, работа
ног меняется: выполняется проталкивание
таза вперед за счет разгибания
правой ноги, а левая действует
как упор и поднимает таз.
При выполнении броска используется
не только поступательное, но
и вращательное движение верхней
части туловища и рук.
На занятиях с
третьеклассниками наряду с теннисными
мячами могут быть использованы
малые мячи из твердой резины
для хоккея на траве. Ими
можно выполнять броски и в
цель, и на дальность.
Обучение технике метания
малого мяча с места. Перед
началом метания учащийся стоит
полубоком к направлению метания: левая
нога на шаг впереди носком внутрь под
углом около 30° к линии метания, правая
— с разворотом стопы носком наружу под
углом 45—60 ° пяткой на линии; мяч в согнутой
правой руке на уровне головы; левая рука
полусогнута впереди несколько ниже плечевого
пояса. Далее, поворачивая плечи вправо,
надо выпрямить правую руку и отвести
мяч назад на уровень правого плеча или
немного ниже, ладонь повернута вверх.
Туловище при этом несколько наклоняется
вправо, и масса тела переносится на правую
ногу, левая рука слегка согнута и направлена
в сторону метания, в направлении метания
повернута и голова. Не задерживаясь в
этом положении, ученик выполняет метание
с места.
Финальное усилие (бросок)
начинается с поворота и разгибания
правой ноги, в результате чего
таз разворачивается в направлении
метания и проталкивается вперед
на упругую левую ногу. Одновременно
с этим метающая рука, несколько
сгибаясь в локтевом суставе,
поворачивается локтем наружу, что
способствует правильной работе
ее мышц (так называемый захват снаряда).
Напряжение мышц передней поверхности
туловища в результате работы ног и захвата
снаряда создает условия для эффективной
их работы в финальном усилии. Сокращение
мышц туловища ускоряет движение его верхней
части вперед и поворот плечевого пояса
вокруг оси левая нога — левое плечо. Тяга
снаряда при броске происходит за счет
движения правого плеча в сочетании с
выносом вперед локтя и с некоторым
запаздыванием кисти. Это движение заканчивается
хлестообразным махом руки, для которого
характерно сначала движение локтя вперед-вверх
за счет сгибания руки вперед-вверх в плечевом
суставе, а затем быстрый мах предплечьем
и кистью за счет пронации в плечевом и
разгибания в локтевом суставах, заканчивающийся
сгибанием в лучезапястном суставе.
Кисть метающей руки
проходит над плечом или несколько
правее. Насколько далеко от оси
туловища при этом пройдет
локоть метающего, будет зависеть
от гибкости его плечевого
сустава.
Методические указания
к обучению. Включая в уроки
броски малого мяча в стену
ударом в пол и другие с
целью совершенствования хлестообразного
движения рукой, учитель должен
помнить, что чрезмерное увлечение
этими бросками, особенно когда
они даются в виде соревнования
на высоту отскока, может привести
к закреплению неправильного
движения локтем вперед и вниз, что
отрицательно сказывается на технике
метания вперед-вверх: во-первых, теряется
напряжение мышц руки; во-вторых, приложение
усилий при таких бросках не совпадает
с необходимым направлением траектории
полета снаряда при метании на дальность.
Эффективность хлестообразного
движения зависит не только от своевременного
последовательного включения частей тела
в движение вперед, но и от своевременного
активного торможения отработавших звеньев
тела, что позволяет использовать их скорость
для ускорения движения последующих звеньев.
Учащиеся III класса при
метании мяча с места двумя
руками и одной из-за головы
обычно допускают типичные ошибки.
Наиболее характерная из них
связана с желанием сильнее
метнуть мяч. Это выражается
в напряженном держании мяча (напряжена
вся метающая рука, а иногда
и все туловище — готовность
проявить ненужное силовое усилие
при броске мяча), что, в свою
очередь, порождает ряд ошибок
в дальнейших действиях: движение
метающей руки стороной, недостаточно
активная работа ног, наклон
туловища в процессе броска, опускание
локтя вниз при непосредственном
броске мяча.
Чтобы избежать излишнего
сжимания мяча кистью, напряженного
состояния метающей руки, необходимо
постоянно помнить о раскрепощении
мышц руки и свободном держании
мяча. Выполняют и специальные
упражнения на свободу движений.
Хороший результат, например, дает
метание (двумя руками и одной)
легкого набивного и малого
мяча за счет разгибания руки
в локтевом и сгибания кисти
в лучезапястном суставах.
Для получения более
яркого мышечного ощущения большой
амплитуды движений и раскрепощенности
мышц можно порекомендовать учащимся
проделать упражнения с гантелями весом
до 0,5 кг или гранатами такого же веса:
1. Широкая стойка ноги врозь,
гантели в поднятых вперед
руках. Круги руками с гантелями
перед туловищем. Бросая руки
вниз, опустить плечи.
2. Стоя левая впереди, правая
сзади, гантель в правой
опущенной вниз руке.
Поворачивая плечи вправо, правой
рукой с гантелью сделать замах
снизу назад, провести за головой
и, имитируя бросок, не выпуская
из руки снаряда, пронести вперед-вниз.
3. То же, что упр. 1, но круги
руками с гантелями снизу-назад.
При движении рук вверх-вперед вывести
вперед грудь, перенося массу тела на левую
ногу. Продолжить, не выпуская
снаряд, движение рук вперед-вниз.
Для овладения
правильным чередованием напряжения
и расслабления мышц при метании
Малого мяча полезно выполнять
метание и ловлю набивных мячей.
В упражнениях все броски нужно
выполнять несильно, обращая внимание
на широкую амплитуду. И пружинистость
движений, а также на максимально
возможное расслабление после
броска.
Движение метающей
руки стороной (это типичная ошибка)
возникает в связи с ранним
включением руки в работу и
свидетельствует о плохой подвижности
в плечевом суставе, малой гибкости
в грудной части позвоночника.
Путем имитации движений руки
при броске, проведения метающей
руки по нужному пути с помощью
учителя учащимся надо уточнить
мышечное ощущение. К исправлению
этой ошибки у третьеклассников
следует подходить индивидуально,
особенно в тех случаях, когда
рука у метающего ученика в
момент броска проходит стороной
довольно сильно.
Значительную помощь
в исправлении этого недостатка
оказывают и упражнения для развития гибкости
в грудной части позвоночника. Для этого
нужно включать во вводную часть урока
и в специальную разминку перед метанием
упражнения на пригибание туловища назад
из различных исходных положений.
При недостаточно
активной работе ног рекомендуется
подбрасывание мяча вверх за
счет пружинящего разгибания
ног. Прыжки, подскоки, выпрыгивания
с гантелями в руках укрепляют
силу ног и активизируют их
работу при Метании.
Метание набивных
мячей из-за головы с разгибанием
ног и с движением туловища
вперед создает мышечное ощущение
работы ног и туловища, как
при метании малого мяча. При
излишнем наклоне туловища со
сгибанием в тазобедренных суставах
во время броска малого мяча
также полезно выполнять это
упражнение.
Для устранения такого
недостатка, как опускание локтя вниз
при метании малого мяча) рекомендуется
выполнять подбрасывание малого мяча
вверх с помощью разгибания предплечья
и ног. Выполнять это упражнение следует
стоя лицом в' направлении метания, левая
впереди, правая, немного согнутая в колене,
сзади на носке, туловище наклонено назад,
правая рука с мячом несколько согнута
в локтевом суставе, за головой.